СТУДИЯ
ДМИТРИЯ КАШКАНОВА
РАБОТАЕМ С 2000 ГОДА
Создание виртуального тура

Виртуальный тур по Зоологическому музею. Санкт-Петербург

Виртуальный тур по Зоологическому музею. Санкт-Петербург

Этот 3D-тур во многом стал знаковым для нашей студии. Масштаб проекта - 148 сферических панорам! Если просматривать виртуальный тур в пассивном режиме, включив опцию "автотур", то потребуется целых три часа, чтобы перед вашими глазами проплыли одна за другой все панорамы. В интерактивном режиме уйдет еще больше времени, поскольку, задействовав колесико мыши, можно значительно приблизиться к витринам и рассмотреть образцы фауны в подробностях. К счастью, просматривать тур можно частями, используя удобную навигацию из двух меню и плана экспозиции. Приглашаем вас на виртуальную экскурсию по зоологическому музею.

Зачем известному музею нужен виртуальный тур

Считается, что музеям, которые не испытывают недостатка в реальных посетителях, можно спокойно почивать на лаврах и не очень-то заботиться о своем "продвижении в массы". Зачем, люди и так приходят. Удобное местоположение Зоологического музея - в самом центре Санкт-Петербурга, его богатые коллекции и большие площади способствуют большой "проходимости" и стабильному доходу от продажи билетов.

Так зачем было создавать виртуальный тур? А вдруг люди посмотрят его и не придут в настоящий музей, не заплатят за билет, не купят сувениры и не перекусят в кафе? Ведь тогда доходы музея могут снизиться! 

Именно такими доводами оперируют директора некоторых учреждений культуры. Они настолько уповают на доходы от продажи билетов, что совсем не видят перспектив продвижения своего музейного продукта в интернете и, как результат, увеличение числа реальный посетителей.

Виртуальный тур по музею, безусловно, не панацея. Но он - один из самых мощных инструментов для привлечения потенциальных туристов. 

Наверняка не откроем вам тайны, если скажем, что большая часть людей, которая собирается в какое-нибудь путешествие, сначала ищет информацию о достопримечательностях в интернете. Если какая-то достопримечательность представлена там достаточно привлекательно, то она включается в список объектов для посещения. 

Если же на сайте музея имеется куча официальной информации, правоустанавливающих документов и описаний жизненного пути предыдущих директоров, но элементарно не представлены фото экспозиций, путешественник может оставить этот музей вне поля своего внимания. 

Привлекательность культурного объекта в интернет обусловлена многими факторами: на какой строчке в поиске находится сайт музея, какие отзывы оставляют посетители, сделан ли сайт для проверяющих органов (для галочки), или это действительно живой и интересный ресурс, предназначенный для будущих посетителей. 

 

съемка виртуального тура в зоологическом музее Санкт-Петербурга. Китовый зал

 

Наличие виртуального тура по музею, размещенного на официальном сайте, это не самый главный, но довольно значительный "камень" в пирамиде привлекательности объекта для посетителя. Если дать посмотреть, как выглядят экспозиции, побродить по залам, осмотреться, подойти к интересующему экспонату, то музей получит уже подготовленного лояльного посетителя. Он будет знать, что его ждет в реальной экспозиции. Хорошо сделанный виртуальный тур может сподвигнуть посетителя сайта зайти в настоящий музей и рассмотреть получше то, что он заметил в 3D-панорамах.

Не стоит сбрасывать со счетов и тех, кто в силу своих физических возможностей не может посетить реальный музей. Сейчас много говорят о программе "Доступная среда", но подразумевают под этим лишь пандусы для инвалидов-колясочников, особо оборудованные туалетные комнаты и прочие удобства для "маломобильных категорий населения". 

Виртуальный тур может послужить еще одним, причем, очень значительным элементом программы. Далеко не каждый инвалид способен приехать в реальный музей. Но, надев очки виртуальной реальности (стоимость от 500 руб.), может посетить виртуальную экскурсию.

Решение руководства Зоологического института и музея о создании виртуального тура - это очень дальновидный шаг на пути популяризации музея, привлечения новых лояльных клиентов и отсеивания нецелевой аудитории. Это те люди, которые, посмотрев виртуальный тур, решат, что им не стоит посещать данный конкретный музей и предпочтут другой. Это гораздо лучше, чем они заплатят деньги за билет, а потом будут ходить по залам с кислой миной и уйдут недовольные. 

Ну и пусть? А представляете, какие комментарии и отзывы они оставят в соцсетях? Один недовольный пользователь может запросто отпугнуть несколько потенциальных посетителей, если напишет, что "там нет ничего интересного, темно, плитка на полу поколота, половина лампочек не горят и в углах висит вековая паутина". Вы захотите посетить музей после такого коментария?

Уж лучше пусть нецелевые посетители не приходят вовсе, чем заполняют сеть негативом. Урон, который они нанесут музею, будет несопоставим с теми крохами, которые заплатят за билеты.

Виртуальный тур по музею - отличный инструмент для сортировки и привлечения по-настоящему заинтересованных посетителей.

 

Задание на создание виртуального тура

Руководство музея не ставило перед нами задачи дать возможность прочитать мелкие подписи под каждым экспонатом. Иначе съемка материала заняла бы не одну неделю. От нас требовалось дать виртуальному посетителю возможность осмотреться во всех уголках экспозиции, прочувствовать дух и масштаб того, что придется увидеть при реальном посещении.

Для тех, кто не знает: Зоологический музей в Санкт-Петербурге считается самым большим подобным музеем в мире. Далеко не везде есть возможность использовать для демонстрации экспонатов животного мира такие гигантские площади. Виртуальный тур получился под стать самому музею. Заключению договора предшествовало посещение экспозиции и ее анализ на предмет количества панорам в будущем проекте. 

Однако, как это обычно бывает, реальный продукт получился больше на целых 28 панорам! То, что ускользнуло от нас при беглом осмотре, показалось удачным решением в процессе съемки. В результате было принято решение подарить музею недостающие панорамы, чтобы сделать виртуальный тур более подробным.

 

Организация съемки сферических панорам

Если в каком-нибудь маленьком провинциальном музее можно выполнять съемку в течение рабочего дня, изредка останавливаясь на время прохождения через залы одиночных гостей, то в Зоологическом музее вести съемку в рабочее время не представлялось возможным. Посетителей очень много, они то и дело попадали в поле зрения камеры. 

Поэтому съемку пришлось вести утром с 7.00 до 11.00. Потом музей открывался, а мы шли осматривать достопримечательности Санкт-Петербурга. Второй этап съемки длился с 17.00 до 22.00. В результате за день удавалось отснять до 60 панорам. Съемка всей экспозиции была закончена за 3 неполных дня.

 

съемка виртуального тура в зоологическом музее Санкт-Петербурга. Китовый зал

 

Довольно высокая скорость была достигнута за счет двух особенностей помещения:

  1. Точки съемки располагались в 5-10 шагах друг от друга. Можно было снимать, не тратя время на долгие переходы из одного помещения в другое.
  2. Во всех точках съемки было примерно одинаковое освещение. Это позволило не выполнять настройку экспозиции каждый раз заново, а снимать с одинаковой выдержкой-диафрагмой-чувствительностью.

Поскольку каждая панорама состоит из 38 отдельных кадров, для съемки материала для виртуального тура потребовалось сделать 5624 щелчка затвором. Только профессиональная техника, которую мы используем, способна выдержать подобные пиковые нагрузки без сбоев и прочих неприятных сюрпризов.

 

Результат

Первый вариант виртуального тура был продемонстрирован заказчику через неделю после окончания съемки. Все это время шла напряженная работа по склейке, ретушированию сферических панорам, добавлению их в общий проект, установки связей между отдельными панорамами и другим действиям, которые превращают отдельные кадры в готовый продукт.

Виртульный тур по зоологическому музею Санкт-Петербурга можно смотреть на экране обычного компьютера, мобильном устройстве и в очках виртуальной реальности. В последнем случае достигается наибольший эффект погружения в гиперпространство, иллюзия присутствия в залах. Возможность оглянуться по сторонам, посмотреть себе под ноги, наверх, перейти в другую панораму - все это ждет зрителя при просмотре нашего продукта.

 

съемка виртуального тура в зоологическом музее закончена

 

Как уже упоминалось, виртуальный тур состоит из 148 панорам. К настоящему времени это самый масштабный проект нашей студии. Прошлый рекорд - 92 панорамы, принадлежащий виртуальному туру "Бородинское поле", превзойден с большим отрывом.

148 панорам - для виртуального тура это огромное количество. Например, если просто запустить тур и просмотреть его в пассивном режиме, когда панорамы постепенно поворачиваются на экране компьютера, сменяя одна другую, то на полный просмотр потребуется 3 часа! 

В интерактивном режиме, когда вы сами вращаете панорамы, можно просмотреть не все, а только интересующие разделы музея, что-то пролистать побыстрее, что-то рассмотреть повнимательнее, приблизив сектор панорамы колесиком мыши. Разрешение панорам 12000х6000 точек дает немалый запас для приближения к интересующему объекту и рассмотрения его в деталях.

Система из двух навигационных меню позволяет быстро выбрать нужный раздел и конкретную панораму тура. Интерактивный план помещения поможет быстро перейти к интересующему экспонату.

Приглашаем вас на виртуальную экскурсию по Зоологическому музею Санкт-Петербурга:

 

Виртуальный тур по Зоологическому музею. Санкт-Петербург