СТУДИЯ
ДМИТРИЯ КАШКАНОВА
РАБОТАЕМ С 2000 ГОДА
Создание виртуального тура

Семенов. Историко-художественный музей. Виртуальная экскурсия

Семенов. Историко-художественный музей. Виртуальная экскурсия

Эту виртуальную экскурсию по музею можно смотреть на экране компьютера, на смартфоне и в очках виртуальной реальности. Для начала просмотра нажмите на картинку над этим текстом. Экскурсия откроется в новом окне. Ее можно смотреть просто как фильм: панорамы постепенно поворачиваются, давая рассмотреть все помещение. Когда первая из них сделает полный оборот, откроется вторая, затем третья и так далее до конца тура. В любой момент вы можете "перехватить инициативу" и, вращать изображение мышью так, как нужно именно вам. Можно перейти в другую панораму при помощи меню и горячих точек. Одним словом, приглашаем вас посмотреть виртуальную экскурсию по одному из музеев города Семенова. А если интересно, почитать о том, как она создавалась. 

Как создать виртуальную экскурсию по музею

Сразу хотел бы охладить пыл некоторых "деятельных" товарищей, начитавшихся в интернете сказов и небылиц. Дескать, настоящую виртуальную экскурсию на основе сферических панорам можно создать подручными средствами с помощью бесплатного программного обеспечения. И выглядеть она будет никак не хуже, чем плоды труда профессионалов-панорамщиков. Мы не верим в эти сказки, поскольку знаем кухню производства изнутри! И вам не советуем верить небылицам.

Безусловно, можно купить дешевенькую (так, тысяч за 20-30) панорамную камеру, состряпать некое подобие виртуальной экскурсии в бесплатных программах, но такой тур можно рассматривать как продукт "для домашнего использования". Помещать его на сайт солидного музея или другой серьезной организации не стоит. 

Ведь, если бы все было так просто, профессиональные студии, специализирующиеся на создании продуктов в области VR (виртуальная реальность), немедленно остались бы без работы. Но они существуют и даже процветают. Объяснение здесь может быть только одно. Создание настоящего серьезного виртуального тура требует немалого опыта, специального (и недешевого) оборудования, специального и тоже недешевого программного обеспечения. По крайней мере, так обстоят дела в настоящий момент.

Возможно, в недалеком будущем ситуация изменится, но пока для того, чтобы сделать 3D тур, необходимы немалые ресурсы. И горе руководителю, который, увидев нечто подобное на сайте конкурента, запросто вызывает "на ковер" своего айтишника и под страхом увольнения приказывает сделать виртуальный тур к следующему понедельнику. А не то... Да уж, начальство бывает разное.

Руководство Историко-художественного музея города Семенов в Нижегородской области произвело на нас самые благоприятные впечатления сразу по нескольким причинам.

Во-первых, с нами согласилась поговорить лично директор - Цветкова Оксана Юрьевна. Обычно руководители подобных учреждений надежно отгораживаются от внешнего мира баррикадами из секретарей, пробиться через которые подчас не удается даже очень настойчивым людям.

"Директор занят, отправьте свое предложение по E-mail" - звучит в ответ стандартная фраза. С одной стороны подход понятен. Ведь некоторые звонки действительно отвлекают директора по пустякам. И если бы не глубокое осознание силы нашего предложения, мы бы никогда не осмелились беспокоить директора лично.

Во-вторых, Оксана Юрьевна оказалась осведомлена о том, что такое виртуальная экскурсия и сколько могут стоить подобные удовольствия. Нам не пришлось долго рассказывать суть предложения. Можно было сразу переходить к делу.

В-третьих, руководитель музея согласилась выслушать наше предложение до конца. Некоторые сразу говорят, что им это не надо и холодно прощаются. Понять их можно. Подобные продукты действительно стоят немалых денег, а музеи - организации небогатые. Дав нам возможность изложить свои условия полностью, директор музея проявила себя как человек, открытый к общению и способный сразу оценить хорошее предложение. Просто многие руководители учреждений культуры подвержены идеям некой кастовости и с пренебрежением смотрят на всякие "выгодные" проекты.

Наконец, когда дело дошло до съемки, со стороны музея было сделано все, что необходимо. Все полы были вымыты, все лампочки горели, все экспонаты были расставлены как надо... Работать с коллективом музея было приятно.

Началась самая обычная рутина. Мы переходили из зала в зал, выбирали оптимальные точки съемки, устанавливали штатив с камерой на панорамной головке и кадр за кадром снимали сферические панорамы помещений музея. 

В общей сложности была отснята 21 панорама. Если учесть, что каждая из них состоит из 38 отдельно взятых кадров, то получается 798 кадров. Именно столько "птичек вылетело", чтобы показать зрителям все залы музея. Конечно, это не означает, что в Историко-художественном музее Семенова 21 зал. Их гораздо меньше. Просто в некоторых помещениях мы снимали несколько панорам, чтобы показать экспозицию в подробностях.

С момента, когда был сделан первый кадр, до финального щелчка затвора в последнем зале прошло ровно 3 часа. Это означает, что среднее время съемки одной сферической панорамы с учетом переходов с места на место, составило 8.5 минут.

Если вы тоже собираетесь заказать съемку виртуальной экскурсии по своему объекту, можете ориентироваться на это время, как на средний показатель. В некоторых местах все происходит быстрее, где-то чуть медленнее. Это зависит от условий съемки и, конечно же, от готовности самих помещений.

Безусловно, скорость работы можно было бы значительно увеличить, будь у нас в руках особая панорамная камера, снимающая всю сферу"одним щелчком". Такие есть и многие специалисты ими активно пользуются. Не спорим, в некоторых случаях иного выхода нет. Например, на спортивных состязаниях. Там много людей, все постоянно перемещаются, шевелятся. Понятно, что при таких условиях покадровая съемка с последующей склейкой просто невозможна. Здесь действительно нужно "хватать момент", снимая одновременно все сектора сферы.

Но у таких камер, как правило, есть масса ограничений. Это и недостаточное разрешение получаемой панорамы, и отсутствие возможности настроек параметров экспозиции. Некоторые камеры "сшивают" панораму сами, внутри, поэтому, если что-то пошло не так, швы будут заметны и ничего не переделаешь. Исходников нет.

Поэтому, когда требуется снять неподвижную картинку, например, интерьеры залов музея без посетителей, покадровая съемка даст наилучший результат. Согласитесь, матрица и оптика профессиональной фотокамеры и недорогой ширпотребовской - это явно не одно и то же. Пусть фрагментарная съемка отнимает гораздо больше времени, зато качество готовых панорам позволяет нам быть уверенными в том, что заказчик останется довольным.

 

Комбинированная сферическая панорама

Среди всей экспозиции музея особо хотелось бы выделить Литературный зал. Никогда ранее нам не доводилось снимать таких сложных комбинированных панорам. Особенность зала в том, что в одной из его стен есть окно, за которым находится воссозданный интерьер рубленного деревенского дома. Там гораздо темнее, чем в остальной части зала, оформленного в современном стиле.

 

Семенов. Историко-художественный музей. Литературный зал

 

Мы решили пойти на эксперимент и поместили камеру прямо на границу этих двух частей зала. Двумя ногами штатив стоял в "современном зале", а одной оставшейся - в крестьянской избе. Центральная точка объектива располагалась точно на границе частей экспозиции. В результате получилась панорама, совершенно неожиданная даже для нас самих. Мы понимали, что должно выйти нечто подобное, но такого просто не ожидали.

 

Семенов. Историко-художественный музей. Литературный зал

 

При просмотре этой панорамы в виртуальном туре у зрителя создается действительно необычное ощущение: с одной стороны деревенская изба, с другой - зал музея. Как будто бы панорама склеена из двух разных частей. Если будете смотреть виртуальный тур, обратите внимание на Литературный зал.

 

Экстрим в музее. Такое возможно?

Еще одно особое помещение, с которым пришлось повозиться. Это зал "Игрушка". По своей форме он напоминает длинный предлинный вагон. На обоих торцах - окна. Свет. В середине - лампы. Тоже свет, но гораздо более слабый, чем тот, что идет из окна. Пришлось повозиться, выравнивая плотность освещения по всей картинке. Даже не представляем, что бы получилось при съемке шестиобъективной панорамной камерой. Не предназначены они для таких экстремальных условий съемки.

 

Семенов. Историко-художественный музей. Зал Игрушки

 

Мы снимали в этом зале три панорамы, чтобы охватить всю экспозицию. Каждый раз приходилось проявлять особые чудеса при обработке полученных изображений. Здорово помогла программа Adobe Lightroom. Без нее даже не знаю, что бы у нас получилось.

 

Безлимит по фиксированной цене

Это особый тариф, который мы предлагаем учреждениям культуры и образования. Его суть заключается в том, что оговорив заранее размер оплаты, мы снимаем столько панорам, сколько нужно, а не то количество, на которое у заказчика хватает денег. Обычно студии оценивают каждую конкретную панораму. К примеры, сейчас средняя цена за единицу - 1500 рублей. Если бы взять эту сумму за основу, то одни только панорамы этого виртуального тура стоили бы 31500 рублей. А если прибавить к этой цене необходимость сборки виртуального тура, адаптации к очкам VR, добавления стартовой заставки, меню и прочих элементов управления, то итоговая сумма запросто перевалила бы за 40 тысяч.

Мы делаем предложение, которое почему-то сразу нравится нашим заказчикам. Наша собственная программа "Виртуальный музей", направленная на поддержку учреждений культуры, позволяет значительно снизить стоимость виртуального тура для заказчика.

Не озвучиваем здесь конкретные суммы. Каждый объект уникален и стоимость может колебаться. Скажем одно. Каждый руководитель учреждения культуры, который дал себе труд выслушать наше предложение до конца, был приятно удивлен условиями сотрудничества. Так мы сделали большой проект по музею А.С.Пушкина в Болдино, Музею Истории гражданской авиации и т.д.

Программа "Виртуальный музей" - это не какая-то правительственная благотворительная акция. Наша команда решила таким образом внести свою скромную лепту в идею популяризации музеев. А то как-то странно получается. Все время говорят, что музеи должны иметь виртуальные 3D туры, а их нет, поскольку это очень дорогое удовольствие.

Проанализировав свои ресурсы, мы сочли возможным взять бОльшую часть расходов на себя. Если вы случайно узнаете, сколько заплатил Историко-художественный музей за данный продукт, вы просто не поверите. Поэтому мы и не пишем здесь цифр. Если Вы тоже работаете в музее или руководите им и желаете сделать нечто подобное для себя, приглашаем к диалогу:

+7 920 049 3922, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Уверены, мы сможем сделать вам интересное предложение!