Секреты съемки сферических панорам. Блокировка зеркала

секреты съемки сферических панорам. блокировка зеркала

В любом деле, особенно в таком тонком и сложном, как создание сферических панорам, есть свои секреты, особенности и узкие места. В этой статье я хотел бы рассказать об одном из аспектов съемки при помощи зеркальной камеры и панорамной головки. Если у вас специализированная панорамная камера, которая снимает всю сферу одним щелчком, или же вы используете для съемки компактный беззеркальный фотоаппарат, то можете смело пропустить эту статью.  Но для панорамных фотографов, работающих с зеркальной камерой, мои советы, думаю, будут весьма полезны.

Чем зеркальная камера отличается от компактной и беззеркальной

Для начала хотел бы объяснить, почему вдруг такая дискриминация. Я нисколько не умаляю достоинств беззеркальных и компактных фотокамер. Среди них есть весьма удачные модели, которые тоже вполне подходят для съемки сферических панорам. 

Суть проблемы кроется в преодолении коварства одного из конструктивных элементов зеркальных фотокамер. Этот элемент - зеркало.

 

 

Для совсем новичков немного поясню. Если посмотреть на картинку, представленную выше, то можно увидеть наклонный элемент конструкции, от которого частично отражается красный луч - поток света, идущий через объектив. Это и есть зеркало. Оно существует для того, что бы фотограф мог видеть в видоискатель именно то, что "видит" объектив фотокамеры. 

В некоторых зеркальных фотоаппаратах зеркало полностью непрозрачно и весь поток идет в видоискатель. В других зеркало полупрозрачное (как на рисунке). Тогда часть света направляется в видоискатель, а другая попадает на матрицу. Именно благодаря этой полупрозрачности зеркала мы и можем при съемке зеркалкой  использовать встроенный экранчик в режиме LiveView.

Однако, при нажатии на кнопку спуска, надо сделать как-то так, чтобы весь поток все же попадал на матрицу. Для этого зеркало на время поднимается вверх (не все, а только передняя часть), освобождая дорогу световому потоку. Возможно, вы замечали, что в момент нажатия кнопки спуска изображение в видоискателе пропадает и слышится отчетливый шлепок. Это зеркало на мгновение поднялось и, после того как снимок сделан, встало на место.

Так вот это самое движение зеркала, оказывается, может нанести непоправимый вред при съемке сферической панорамы. Нет-нет! Ваш фотоаппарат не испортится, зеркало не заклинит... дело тут совсем в другом.

Чтобы понять суть проблемы, достаточно посмотреть на то, как выглядит съемка сферической панорамы с панорамной головки.

Как снимается сферическая панорама

Панорамная головка предназначена для того, чтобы при съемке каждого последующего кадра сферы фотокамера вращалась вокруг строго определенной (нодальной) точки, а не находилась в случайном положении в пространстве. В начале съемки фотоаппарат, панорамная головка и штатив образуют достаточно компактную и жесткую конструкцию:

 

как снимаются сферические панорамы. съемка зенита

 

Однако, по мере поворота камеры, она оказывается вот в таком положении:

 

как снимаются сферические панорамы. съемка зенита

 

Безусловно, хорошая массивная панорамная головка и тяжелый штатив частично решат проблему. Но если пользоваться техникой, работающей на пределе возможностей, то проблемы не заставят себя долго ждать.

Когда я сам покупал панорамную головку, то мог выбрать подешевле и подороже. Более дешевый вариант вполне удовлетворял все потребности, то есть вполне мог выдержать фотоаппарат со штативом суммарным весом 2.5 килограмма. 

Однако решив "взять с запасом", я приобрел более дорогой и массивный прибор, рассчитанный на 5 килограммов. 

Сейчас остается только порадоваться такому удачному выбору. Однако даже при таком запасе прочности, при съемке панорам проявляется следующая проблема.

Хлопающее зеркало очень незначительно, но все же смещает фотоаппарат, установленный на панорамной головке. Особенно это заметно при съемке в режиме HDR, когда фотоаппарат по одному нажатию снимает серию из трех снимков. Постоянно поднимающееся и опускающееся зеркало при определенных значениях выдержки может вводить всю систему в резонанс и ее раскачивание начинает быть заметно даже невооруженным глазом.

Казалось бы, зеркало такое легкое. Держа фотоаппарат в руках, мы гасим инерцию его движений. Но стоя на "куриьх ножках", фотоаппарат действительно теряет стабильность положения. Из-за этого снимки теряют четкость и выглядят слегка размытыми.

Блокировка зеркала решит проблему

Снова замечу, что владельцы компактных камер и беззеркалок не имеют такой проблемы. Зеркала в конструкции нет, а значит, и проблемы тоже. Владельцам зеркальных камер стоит порыться в инструкции и найти там функцию блокировки зеркала.

Что это такое. В данном режиме для получения снимка на кнопку спуска придется нажимать два раза. По первому нажатию просто поднимается зеркало. По второму - матрица фиксирует изображение. Причем происходит это когда фотоаппарат уже полностью "успокоился" после хлопка и стал неподвижен.

Задействовав функцию блокировки зеркала, мы действительно усложняем себе работу и удлиняем процесс съемки сферической панорамы. Зато взамен мы получим фотографии с безукоризненной четкостью. Заказчики виртуальных туров ценят качество изображения более всего остального. Поэтому за него определенно стоит побороться, задействовав все  возможности наших камер.


Заказать создание виртуального тура можно по телефону 8 (831) 415-32-06
или отправив запрос на почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Работаем по всей России.

Давайте знакомиться!

 

Как показывает практика, Вам, нашим уважаемым заказчикам, гораздо приятнее и спокойнее, когда Вы видите в качестве исполнителя проекта конкретного человека. 

Именно поэтому здесь появилась моя фотография.

Позвольте представиться, Кашканов Дмитрий Сергеевич.

Я - основатель и владелец студии, которая так и называется "Студия Дмитрия Кашканова".

Были мысли назвать ее как-то помпезно, например, "Успех" или что-то в этом роде, но мы решили не прикрываться безликим ООО, а поставить на кон свое собственное имя и репутацию.

Наша студия - не команда "мальчиков, которые делают первые шаги". И не "молодая, динамически развивающаяся компания", как сейчас любят писать. Мы давно и уверенно стоим на ногах. В послужном списке есть и удачные фотосесии, и музыкальные фильмы, и много-много других интересных проектов.

Мы - люди старой закалки. Имея богатый опыт, прекрасно знаем, что такое качественная услуга, поэтому заказчики в абсолютном большинстве случаев нами довольны.

Эта фотография сделана в аэропорту Платов города Ростова-а-Дону летом 2019 года. Это я не на отдых собрался, а лечу домой после выполнения заказов в республике Дагестан и Краснодарском крае. Если вы посмотрите раздел "портфолио" данного сайта, то легко заметите, что география наших проектов довольно обширна. Она вызывает восхищение даже у конкурентов-коллег.

Например, за 2019 год мы уже налетали по стране более 50 000 километров. Это больше, чем длина земного экватора!

У нас даже родилась шутка - мы работаем "от тюленя до вулкана, от оленя до бархана". В переводе это означает, что наши продукты в VR работают в Калининграде (там есть балтийские тюлени), и на Камчатке (это, как вы знаете, край вулканов), и за Северным полярным кругом (там есть северные олени) и на берегу Каспия (там попадаются барханы, сами видели). Само собой, есть много сделанного в промежутках между этими точками.

Ну, а если говорить серьезно, то, похоже, мы работаем не так уж плохо. Иначе не летали бы на съемки на самолетах, работая и с маленькими поселковыми музеями и с большими организациями федерального значения по всей стране.

Уговаривать не в наших правилах, но будем рады оказаться полезными и для Вашей организации. 

Приглашаем посмотреть примеры наших работ, расценки и, если все понравилось, заказать обратный звонок. 

Или звоните сами: +7 920 049 39 22. Это никакой не автоответчик. Мы не заставим Вас "висеть" на телефоне, бесконечно слушая монолог робота: "Ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь на линии еще 20 минут". 

Мы не роботы, поэтому отвечаем и решаем вопросы сразу!