СТУДИЯ
ДМИТРИЯ КАШКАНОВА
РАБОТАЕМ С 2000 ГОДА
Создание виртуального тура

Почему при просмотре 3D-тура кружится голова

Почему при просмотре 3D-тура кружится голова

"У нас уже есть 3D-тур. Нам делали. Но никто не может долго его смотреть. У всех начинает кружиться голова". С такой ситуацией мы сталкивались уже несколько раз. Некоторые организации обращаются к нам в надежде, что мы исправим ситуацию. Ошибки при настройке проекции действительно приводят к тому, что при просмотре виртуального тура с головой смотрящего начинает происходить что-то нехорошее. Такой продукт способен скорее отпугнуть потенциального клиента, чем привлечь его. Давайте разберемся в причинах головокружения при просмотре сферических панорам.

Начать надо с того, что есть некоторое количество людей, которым просмотр виртуальных туров в принципе противопоказан. Если у человека нарушена работа вестибулярного аппарата (той части мозга, которая отвечает за нашу ориентацию в пространстве), то он неуютно чувствует себя даже в некоторых реальных ситуациях. 

Вспомните, нет ли у вас знакомых, которых укачивает в автобусах, самолетах, на лодках или кораблях? Но это еще цветочки. Есть люди, которые испытывают головокружение даже при пользовании лифтом и эскалатором. Мозг таких людей не в состоянии сопоставить неподвижное положение ног и меняющуюся картинку при подъеме, спуске, перемещении на эскалаторе. Особенно явно проблема проявляется в лифтах с прозрачными стенами.

Таким людям не стоит надевать очки виртуальной реальности (Экскурсия с поддержкой очков виртуальной реальности). Уж если в реальной жизни их настолько легко вывести из равновесия, то последствия попадания в виртуальный мир могут быть самыми непредсказуемыми.

К счастью, расстройствами вестибулярного аппарата страдают лишь единицы. Все остальные люди прекрасно летают на самолетах, пользуются лифтами, катаются на качелях-каруселях и не испытывают при этом никаких неприятных ощущений. 

Тем не менее даже у таких вполне уравновешенных людей голова может пойти кругом при просмотре неудачно смонтированного виртуального тура. В то же время они же могут смотреть туры, сделанные по правилам, без тени неудобства. В чем же причина? 

Прежде чем начать разбираться в тонкостях, давайте посмотрим на то, как выглядит правильный и неправильный вариант. По ссылке, приведенной чуть ниже, вы можете увидеть виртуальный тур из двух панорам. Первая, в которую вы попадете, сделана как положено. Попробуйте повертеть ее перед собой при помощи мыши или перемещая смартфон (с включенным гироскопом). Вы сами убедитесь, что просмотр панорамы не доставляет никаких неприятных ощущений.

 

Почему при просмотре 3D-тура кружится голова

 

Затем перейдите по горячей точке (на полу) в другую панораму. Там показано то же самое помещение. Однако в первые же секунды вы почувствуете, что с этой панорамой "что-то не то". Попробуйте покрутить картинку побыстрее и следите за своими ощущениями. Надеемся, вы не упадете наземь от внезапно нахлынувшего головокружения, но, скорее всего, вы заметите, что рассматривать первую панораму было комфортнее. В этом легко убедиться. Обратный переход возможен по горячей точке.

 

Почему при просмотре 3D-тура кружится голова

 

Итак, начинаем просмотр.

Надеюсь, вы имели возможность лично убедиться в том, что некоторая разница между панорамами имеется.

К сожалению, при просмотре виртуальных туров на сайтах организаций иногда приходится видеть подобные творения. Их вообще невозможно смотреть. Искажения настолько сильны, что лишь центр изображения выглядит более иль менее нормально. То, что находится по бокам непомерно растягивается по ширине. Особенно страшно такие панорамы выглядят в очках виртуальной реальности.

 

Так в чем же дело?

Проблема обычно состоит в том, что для съемки используется какая-нибудь простенькая техника. Если использовать дешевую ширпотребовскую панорамную камеру, разрешение панорамы будет составлять порядка 3000х1500 точек или чуть более.

Понятно, что на крошечном экране смартфона такая панорама будет смотреться очень прилично. Ведь разрешение экрана смартфона, как правило, достаточно мало. Сделав перед заказчиком тестовый панорамный снимок во время переговоров, тут же показав готовую панораму на экране смартфона, действительно можно получить заказ достаточно быстро. Но что произойдет дальше?

Панорамы с низким разрешением невозможно будет просматривать на экране настольного компьютера. Они будут банально нерезкими. О том, чтобы приблизиться к какой-то детали интерьера и рассмотреть ее покрупнее вообще не может быть речи. Запаса разрешения совсем нет.

Чтобы как-то сгладить отсутствие резкости картинки, создатель виртуального тура вынужден "отходить назад". То есть уменьшать масштаб отображения. Если сравнить это с реальной жизнью, при просмотре вы будете стоять не в центре помещения, а как бы попятитесь на несколько шагов к противоположной стене. 

При этом в обычной реальности общий вид помещения не пострадает. Просто вы будете видеть противоположную стену как бы издали, без особых подробностей. Но если таким же образом настроить проекцию сферической панорамы, программе ничего не остается делать, как вытягивать края изображения, чтобы замкнуть сферу.

Надеюсь, при просмотре примера, вы заметили, насколько неправдоподобно выглядит вторая панорама в отличие от первой. 

 

Как это исправить?

Если вы только собираетесь заказать виртуальный тур, обратите внимание на то, какую технику использует исполнитель для съемки панорам. На сегодняшний день есть два варианта: 

  • Панорамные камеры, снимающие все пространство вокруг "одним щелчком". 
  • Обычные фотокамеры, установленные на панорамную головку и снимающие панораму в покадровом режиме.

Несмотря на кажущуюся допотопность второго варианта, именно ему стоит отдать предпочтение. Ведь в данном случае можно получить панораму с разрешением в 30000 х 15000 точек. Его достаточно, чтобы просматривать 3D-тур на огромных экранах, имея возможность при необходимости "приблизиться" к конкретному элементу панорамы чтобы рассмотреть его в мельчайших деталях.

Более подробно о технике для съемки виртуальных туров можно почитать в этой статье: Фототехника для съемки сферических панорам

Гораздо хуже обстоят дела, если вам уже сделали виртуальный тур с "эффектом головокружения". Можно обратиться к исполнителю и указать на недостаток. Если съемка производилась нормальной техникой, то для решения проблемы достаточно просто сохранить панорамы с бОльшим разрешением.

Если же съемка шла камерой, для которой представленное разрешение является предельным, то придется начинать всю работу заново. 


Наша студия использует в своей работе профессиональную технику и обеспечивает максимальное качество при съемке материалов для виртуальных туров.

Будем рады выполнить ваш заказ.