СТУДИЯ
ДМИТРИЯ КАШКАНОВА
РАБОТАЕМ С 2000 ГОДА
Создание виртуального тура

Виртуальный тур по музею Золотая Хохлома. Город Семенов

Виртуальный тур по Музейно-туристическому центру. Город СеменовВиртуальная экскурсия по Музейно-туристическому центру "Золотая Хохлома" создана в рамках проекта "Виртуальный музей". Он реализуется нашей студией и предусматривает значительные скидки на виртуальные туры для учреждений культуры и образования. Приглашаем любителей истории России и народных промыслов прогуляться по виртуальным залам музея, посмотреть на старинные изделия, увидеть огромный расписной стул, посетить "Царскую комнату" и Кабинет мастер-классов. Параллельно мы расскажем некоторые детали съемки сферических панорам.

Когда лучше выполнять съемку для виртуального тура

Многие заказчики считают, что яркий солнечный день - идеальный момент для выполнения панорамных съемок в помещениях. К сожалению, это не совсем так. Солнечный свет, да еще бьющий в окна помещения, создает значительный контраст между самой яркой и самой темной точкой в интерьере.

Представьте себе, что в помещении три огромных окна, на которых нет никаких штор. Солнце светит прямо в окна. Наверняка вы догадались, что в таком помещении не очень комфортно даже просто находиться, не говоря уже о съемке. Окна получаются самым светлым объектом в будущей панораме.

В то же время в помещении могут быть какие-то темные углы, темная мебель, другие слабо освещенные объекты. В готовой панораме они получатся провально черными. 

Особенностью сферической съемки является необходимость выдерживать одни и те же параметры экспозиции от зенита до надира. Это значит, что все кадры панорамы снимаются с одной и той же выдержкой, диафрагмой и чувствительностью матрицы фотокамеры. Если мы установим эти параметры, направив камеру на окно, то оно без сомнения получится довольно удачно. Но если с теми же значениями снимать темные углы этого же помещения, то они получатся черными пятнами.

Напротив, если установить оптимальные параметры для съемки "темных углов", то яркие окна получатся просто большими белыми пятнами. Это смотрится не очень красиво и нереалистично. Поскольку менять параметры экспозиции в процессе съемки одной панорамы нельзя, приходится выбирать некие средние значения, чтобы не потерять ни "темных углов", ни ярких окон. К сожалению, это возможно далеко не всегда.

Конечно, существует режим съемки HDR, который отчасти решает проблему. Но лишь отчасти. К сожалению, возможности даже профессиональной техники не безграничны. Приходится констатировать факт, что сферическая съемка интерьера, где с одной стороны находятся яркие окна, а с другой - довольно темная часть экспозиции, получается далекой от идеала. 

Совсем другое дело - вечер или даже ночь. Это удобно сразу по нескольким причинам. Во-первых, залы музея пусты. Ни посетители, ни другие сотрудники не будут мешать процессу. Во-вторых, дневной свет не будет мешать съемке, нарушая, как это ни покажется странным, естественное электрическое освещение экспозиции потолочными светильниками и прожекторами локальной подсветки. В-третьих, никуда не надо торопиться. Как говорится, "у нас еще вся ночь впереди". 

Проблема решается, если в залах музея имеются плотные жалюзи или другие занавесы, которые способны надежно отсечь солнечный свет. Тогда можно снимать и днем. Именно так обстояли дела в Музейно-туристическом центре "Золотая Хохлома" в городе Семенов. Когда мы с сотрудниками "задернули все шторки", помещение превратилось в "мечту панорамного фотографа". Ровное рассеянное освещение от многочисленных потолочных светильников создало практически идеальные условия для съемки.

Правда, жалюзи оказались не во всех помещениях. Поэтому "Царскую комнату" пришлось снимать уже после захода солнца. 

 

Виртуальный тур по Музейно-туристическому центру. Город Семенов

 

Как показать в виртуальном туре большие залы

Во многих музеях есть большие залы. Чтобы сэкономить деньги, заказчики обычно просят сделать одну общую панораму из центра такого помещения. В результате те экспонаты, которые находятся поближе, еще можно будет как-то рассмотреть. Дальние стенды - уже нет. Слишком далеко, слишком мелко.

Специально для таких случаев мы и разработали тариф "Безлимит за фиксированную цену". Заранее оговорив конкретную стоимость виртуального тура, мы предоставляем заказчику возможность сделать столько панорам, сколько нужно для детальной демонстрации залов музея. Так в одном из залов музея "Золотая Хохлома" мы сделали три, в другом - четыре, а в третьем, самом большом, целых пять панорам.

Предоставляя зрителю возможность "прыгать с точки на точку" внутри зала, мы даем шанс рассмотреть все самое интересное в мельчайших подробностях. Ведь если при просмотре панорам покрутить колесико мыши, можно приблизить интересующие объекты настолько, что становится реальным прочитать подписи к ближайшим экспонатам.

Можно покрутить колесико мыши при просмотре виртуального тура и приблизить интересующие фрагменты панорамы. Это как если бы в настоящем музее вы сделали пару шагов в сторону интересующего стенда.

Особенно актуальным становится наш подход в случае, если экспонаты в зале музея расставлены не только вдоль стен. Иногда в центре зала размещают дополнительные стенды. В этом случае съемка одной панорамы с центральной точки вообще не имеет смысла. "Безлимит по фиксированной цене" - тариф, который позволяет заказчику не мучиться с выбором, а отснять столько панорам, сколько нужно. 

При таком подходе выигрывают все:

  • заказчик не должен платить огромных денег,
  • зритель видит экспозицию полностью, а не только точки, на которые хватило денег,
  • мы получаем в свое портфолио очередной удачный проект "не для галочки". 

 

Виртуальный тур по Музейно-туристическому центру. Город Семенов

 

Особенности съемки нескольких сферических панорам в одном зале

Когда посетитель бродит по залу музея, он как должное воспринимает достаточно однородное, ровное освещение, одинаковую цветовую температуру в любой точке пространства. Когда мы снимаем материал для сферических панорам, надо постараться соблюсти эту закономерность. Чтобы во время просмотра виртуального тура при переходе от одной панораме к другой, зритель не видел одно изображение темнее, другое - светлее, одно - в теплых тонах, другое - в холодных.

Перед началом съемки панорам мы сначала обследуем все помещение с целью определить настройки камеры, которые позволяют видеть все точки помещения "в одинаковом свете". Далее мы снимаем все панорамы в пределах одного зала с этими настройками. 

При обработке снимков в Adobe Lightroom мы используем один и то же набор параметров для всех исходных фото. В результате при переходе от панорамы к панораме зритель не испытывает дискомфорта, у него не складывается впечатление, что он попал "куда-то не туда".

 

Приглашаем на виртуальную экскурсию по Музейно-туристическому центру "Золотая Хохлома" в городе Семенов. Если у вас есть очки виртуальной реальности, приготовьте их к работе. Если очков нет, можно смотреть экскурсию на обычном компьютере.

Откройте эту ссылку: http://semenov-museum.ru/vt/mtc 

После стартовой заставки вы попадаете в фойе музея. Панорама начинает медленно поворачиваться. После полного оборота откроется следующая. Постепенно перед вашими глазами пройдут все панорамы. Можно смотреть тур как простой фильм.

Но это интерактивный продукт! В любой момент вы можете взять в руки мышь и вращать текущую панораму удерживая нажатой левую клавишу. При помощи колесика можно "подойти" к интересующему объекту и рассмотреть его получше. 

Переход между панорамами осуществляется при помощи горячих точек. Вы обязательно увидите эти пульсирующие объекты. 

Желаем вам приятного просмотра!