Зачем нужен виртуальный тур по музею
Многие ведущие музеи мира уже создали виртуальные туры по своим экспозициям. За ними потянулись музеи поскромнее. А потом в это течение включились и совсем маленькие музеи, состоящие из одного-двух залов. Зачем они это делают? Ведь у многих директоров есть опасение, что посмотрев виртуальную экспозицию, посетитель не поедет в настоящий музей, не купит билет, а значит, учреждение останется без средств к существованию. Позвольте привести несколько доводов в пользу виртуальных туров по музеям.
1. Виртуальный тур по музею - элемент программы "Доступная среда"
Когда говорят о доступной среде для маломобильных граждан, имеют в виду только особые сооружения и физические удобства для тех, кто путешествует в колясках. Между тем есть масса людей, кто не может посетить тот или иной музей по другим причинам. Например, житель Москвы вряд ли когда-либо соберется в Вулканариум, находящийся в Петропавловске-Камчатском. А житель Владивостока за всю жизнь может так и не собраться в Зоологический музей Санкт-Петербурга. Или не увидит интереснейший объект Бункер И.В.Сталина в Москве.
Безусловно, просмотр виртуального тура даже в очках виртуальной реальности ни в коем случае не является полноценной заменой реальному визиту, но иногда лучше посмотреть экспозицию музея хотя бы в кибер-пространстве, чем не посмотреть ее вообще.
Таким образом, идея "доступной среды" может включать возможности посещения музея для всех граждан. Удачно созданный виртуальный тур по музею, включающий возможность прослушать рассказ экскурсовода, рассмотреть вблизи экспонаты, посмотреть видео - это огромный шаг вперед навстречу посетителю.
2. Фильтр от нежелательных посетителей
Не все музеи имеют достаточную финансовую поддержку от государства. Некоторые из них в буквальном смысле слова находятся на грани выживания. Каждый купленный билет - это дополнительная возможность свести концы с концами. Увы, в некоторых музеях дела обстоят именно таким образом.
Тем не менее бывают случаи, когда лучше не получить в кассу деньги за билет от посетителя, чем иметь более серьезные проблемы. Представьте ситуацию, когда посетитель приехал в экспозицию и увидел совсем не то, что ожидал. Ведь на сайте некоторых музеев нет даже фотографий залов. Иногда это делается как раз для того, чтобы "не отпугнуть" потенциального посетителя, которые привезет очередные "копеечки" за билет.
Неудовлетворенный клиент может не только высказать неудовольствие в самом музее. Потенциально он может передать негативный отзыв своим знакомым, в социальных сетях. Таким образом музей может не получить гораздо больше посетителей из-за одного субъективного мнения.
Если бы клиент мог посмотреть заранее, что его ждет, он просто не приехал бы в музей и избавил руководство от неприятностей. Напротив, виртуальный тур по красивой экспозиции будет служить стимулом к посещению реального музея.
Для примера, посмотрите виртуальный тур по музею "Космос", расположенном в деревне Никульское близ Ярославля. Думаем, вы разделите наше мнение - это очень достойная экспозиция, которую стоит включить в программу знакомства с Ярославлем.
3. Виртуальный тур и реальный визит - это разные вещи
Это ответ на боязнь некоторых директоров показать свои экспозиции в виртуальном пространстве. Считается, что если человек посмотрел виртуальный тур, то уже не придет в настоящий музей.
Здесь самое время вспомнить, зачем люди вообще ходят в музеи. Вот лишь некоторые мотивы:
- организовать свой досуг,
- оторваться от рутинной реальности,
- побывать в новых интересных, исторических местах,
- рассмотреть предметы экспозиции в мельчайших подробностях,
- потрогать предметы экспозиции (если это разрешается),
- сделать фотографии на память,
- провести выходной день с семьей, сочетая приятное с полезным,
- провести с пользой время в командировке в другом городе...
Этот список можно продолжать и дальше, но главное здесь вот в чем. Ни один из приведенных пунктов нельзя реализовать с помощью виртуального тура.
Можно оглядеться в усадьбе А.С.Пушкина в Болдино, но нельзя почувствовать особый запах, витающий в Господском доме и послушать царящую здесь тишину. Можно оглядеться на Бородинском поле, но нельзя почувствовать свежий ветер, насыщенный запахами трав, и ощутить свою причастность к истории этого места.
Виртуальный тур по музею - это мощный инструмент привлечения заинтересованных посетителей. Он ни в коем случае не заменяет реальный визит и мотивирует к посещению экспозиции.
4. Образовательная составляющая
Теперь постоянно говорят о том, что в образовании следует использовать современные информационные технологии. Кое-что в этом направлении уже делается. Причем достаточно успешно. Создание образовательных виртуальных туров - одна из составляющих реализации концепции современного образования и модного в наши дни дистанционного обучения.
Если школьник наденет очки виртуальной реальности и "побывает" в усадьбе А.С.Пушкина в Болдино, послушает письма и стихи поэта в исполнении профессионального диктора или артиста, побывает в аллеях усадьбы и увидит знаменитую Болдинскую осень, мотивация и интерес к творчеству поэта будет гораздо выше, чем простой классический урок по биографии Классика.
Если школьник "побывает" на Бородинском поле, осмотрит экспозицию музейного комплекса, ему будет интереснее узнать подробности великой битвы, чем после обычного школьного урока.
5. Виртуальный тур повышает престиж музея
Каждый музей безусловно заинтересован в том, чтобы иметь как можно больше целевых посетителей. Увы, иной раз в борьбе за клиента выигрывает не то учреждение, которое содержит действительно интересные уникальные экспонаты, достигло высот в научно-исследовательской и просветительской деятельности, а то, что сумело лучше представить себя посетителю.
Успешная самопрезентация музея складывается из многих факторов. Это современный привлекательный сайт, содержащий интересную и полезную информацию как для посетителей, так и для специалистов. Это современные музейные технологии: аудиогид, интерактивные информационные киоски и т.д.
Одним из камешков в пирамиде популярности музея является современный интерактивный виртуальный тур. Этот информационный продукт призван показать будущему посетителю, что именно он увидит, когда придет по указанному адресу. Какие есть залы в музее и сколько их, насколько просторны помещения, хорошо ли освещены экспонаты, есть ли подписи. Наконец, как выглядит здание музея с улицы, где находится вход, как выглядит фойе, где находится гардеробная, кафе, туалеты...
Если вы дадите будущему посетителю посмотреть на все это, проявите заботу, удовлетворите его интерес, он ответит вам тем же. Мало того, что он воспользуется платными услугами музея. Он расскажет о своей экскурсии друзьям, коллегам, разместит положительные отзывы в соцсетях и специализированных ресурсах.
Это те приятные вещи, за которые стоит побороться, предложив своему клиенту современный уровень информационного обслуживания. Виртуальный тур по музею - не панацея, но один из факторов, из которых складывается впечатление посетителя. Почему бы не воспользоваться этой возможностью?
Тем более, что стоимость создания виртуального тура по музею может быть гораздо ниже рыночной.
Приглашаем вас познакомиться с особыми условиями для учреждений культуры, которые мы предлагаем в рамках программы поддержки исторических музеев.