СТУДИЯ
ДМИТРИЯ КАШКАНОВА
РАБОТАЕМ С 2000 ГОДА
Создание виртуального тура
Featured

Достопримечательности Санкт-Петербурга. Виртуальный тур

Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Одно дело - съемка какой-нибудь выставки, отеля или коттеджного поселка. Это, все же, достаточно обычные задачи. Но когда приглашают выполнить съемку для виртуального тура по целому городу, да еще по такому, как Санкт-Петербург! Это наводит на некоторые размышления. Оказалось, в самом городе и его окрестностях не нашлось никого, кто смог бы уже завтра в шесть часов утра приступить к съемкам, управиться за один день, а вечером следующего дня уже предоставить заказчику готовые сферические панорамы. Приглашаю почитать небольшой отчет о командировке. Признаться, из нее удалось вынести несколько полезных уроков на будущее.

 

Как все начиналось

По старой русской традиции звонок раздался накануне дня съемки. Голос на другом конце провода спросил: "Можете ли вы приступить к панорамным съемкам в Санкт-Петербурге завтра около 7 часов утра?". На часах было 11 утра. 

С этой секунды начался марафон, который продолжался двое суток. По предварительной устной договоренности заказчик тут же внес небольшую предоплату. Ее было достаточно на покупку билетов на поезд "туда и обратно". Ехать на машине на столь дальнее расстояние, а потом полноценно работать целый день, а потом сразу ехать обратно было бы утомительно.

Поезд Нижний Новгород - Санкт-Петербург отправлялся примерно в час дня. За два часа надо было успеть собраться, упаковать оборудование, ничего не забыть и отправиться на вокзал. 

Именно в такие моменты радуешься, что аккумуляторы фотоаппарата полностью заряжены, а оборудование для панорамных съемок упаковано в дорожный чемоданчик и готово к работе. Заряжать аккумуляторы в пути было бы не вполне удобно.

В 13 часов с минутами поезд Нижний Новгород - Санкт-Петербург отправился в путь, унося съемочную группу на задание.

Почему мы получили этот заказ? С одной стороны - сыграл опыт и внушительное портфолио на сайте. С другой - интересно, смог бы кто-то собраться в дорогу так же быстро? Заказчик признался, что мы оказались единственными из всех, кому позвонили, кто сразу смог "сняться с места" и отправиться в путь.

 

Начало панорамных съемок

Санкт-Петербург. Примерно 6.30 утра. На вокзале нас встречает представитель заказчика и мы сразу едем к первой точке съемки. Это площадь перед Смольным собором.

 

 Съемка у Смольного собора. Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Как раз в 7 часов утра начали звонить в установленный у собора колокол. Жаль, что звук не записался, а если бы даже записался, все равно никакая аппаратура не передаст живого колокольного звона.

В этой и нескольких последующих панорамах было достаточно просто избегать попадания в кадр людей и редких машин, которые проезжали по площади. Покадровая съемка панорамы позволяет "пропускать" людей и снимать очередной кадр, когда они уже уйдут из поля видимости.

Представляю, как было бы неудобно работать с матрицей из шести камер. Ведь они "стреляют" одновременно. С одной стороны, вроде бы здорово - щелкнул и сферическая панорама готова. С другой - попадание в панораму нежелательных элементов было бы обеспечено.

Кроме того, все же есть некоторая разница между качеством полноматричной камеры Canon EOS 5D MarkII с профессиональным объективом и качеством съемки Экшн-камеры, даже такой крутой, как GoPro. Я уж не говорю о разнице разрешения готовой панорамы в обоих случаях. Вариант с покадровой съемкой полноматричной камерой обеспечивает разрешение до 30000 точек в ширину. В принципе, можно сделать и больше вплоть до гигапиксельных панорам. У матрицы из 6 камер GoPro максимальное разрешение гораздо скромнее.

 

Съемка у Русского музея. Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Под покровом темноты мы успели отснять несколько панорам. В том числе: Русский музей, Екатерининский сквер перед Александринским театром, Аничков мост и еще несколько точек.

Все то время удавалось более иль менее "обходить" прохожих, выхватывая фрагменты сферических панорам тогда, когда нужный участок был свободен от пешеходов. 

Зато потом началось настоящее испытание: по мере наступления утра на улице стало появляться все больше автомобилей и пешеходов. В отличие от неподвижных зданий, столбов и других неподвижных предметов, пешеходы двигались и создавали некоторое неудобство при съемке. 

Как, например, снять сферическую панораму на мосту через канал Грибоедова, если рядом находится станция метро и оживленный Невский проспект?

Тем не менее, задача была решена путем увеличения длительности экспозиции каждого отдельного кадра панорамы. Например, если установить выдержку 1/15 в кадре будут размазанные фигуры людей. А вот если снимать с выдержкой 4-6-8 секунд, "зажав" диафрагму, то люди становятся почти невидимыми:

 

 Съемка у Канала Грибоедова. Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Те, кто стоял на месте, например, у сфетофора, получаются вполне отчетливо. От остальных остается лишь невнятная тень. Немного ретуши в Adobe Photoshop и все становится вполне нормальным. Единственное, с чем не стали связываться - это прерывистые яркие линии на дороге. Это свет фар проезжающих машин. Самих машин не видно, а вот фары получаются очень хорошо. 

Длина линий зависит от того, сколько успел проехать автомобиль за то время, пока был открыт затвор. Заказчик велел оставить эти линии, хотя убрать было бы не проблема. Правда, для этого потребовалось бы дополнительное время, а его как раз и не было. Сроки стояли почти нереальные. Тут уж было не до фар.

 

Когда лучше снимать сферические панорамы - ночью или днем?

После того как совсем развиднелось, работать стало гораздо труднее. Если в сквере позади Исаакиевского собора было достаточно малолюдно:

 

Съемка у Исаакиевского собора. Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

То на мостах из-за пробок сложилась почти безвыходная ситуация. Приходилось быстро снимать фрагменты панорам пока машины ненадолго останавливались в пробке. Конечно, грязные машины едва ли являлись украшением панорам, но размазанные в движение они выглядели бы еще ужаснее:

 

Съемка на Троицком мосту. Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Немного проще было работать там, где рядом не было большого потока автомобилей и людей. Например, сферическая панорама у Медного всадника была отсняты всего на 4 минуты. На Троицком мосту (предыдущее фото) пришлось провести в пять раз дольше.

 

Съемка на Сенатской площади. Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Обычно такие съемки или совсем не склеиваются, или на стыках возникают чудовищные расхождения. Все дело в том, что при съемке сферических панорам фотоаппарат должен не просто поворачиваться, а вращаться вокруг специальной точки в пространстве. 

Эта точка называется нодальной и определяется индивидуально для каждой пары "фотоаппарат-объектив". Только такие съемки имеют шанс быть склеены в единую панораму автоматически без единого стыка. Панорамная головка специально предназначена для того, чтобы решить эту проблему.

Однако при съемке одного из объектов ее вместе со штативом пришлось оставить и выполнять "непрофессиональную" съемку с рук. В результате панорама, конечно, склеилась, но не без ошибок. Заказчик не очень ругался, поскольку сам не обеспечил возможность сделать съемку как следует. На это требовалось специальное разрешение.

 

Съемка на Площади Победы. Создание виртуального тура по достопримечательностям Санкт-Петербурга

Уже не в первый раз случаются ситуации, когда приходится снимать панораму с рук. Важно знать, как именно это делать, чтобы выйти из подобных ситуаций с минимальными потерями.

Итог

За 9 часов (с 7.00 утра до 16.00 вечера) были отсняты 19 сферических панорам в исторических местах Санкт-Петербурга. Очень хорошо, что заказчик предоставил машину, на которой приходилось переезжать с места на место. Увы, погода в этот конкретный день к съемкам не располагала. Однако сжатые сроки исполнения заказа не позволили выбрать более ясный и погожий день. 

Главное, что за весь съемочный день с неба не пролилось ни капельки. Зато потом, уже после окончания работы "зарядил" дождь. Он сопровождал нас до отъезда на вечернем поезде. Но это был тот случай, когда мы были рады серому моросящему дождю. Страшно представить, что бы пришлось делать, если бы он начался утром и сыпал весь день.

Здесь можно посмотреть сферические панорамы