Можно ли использовать ранее созданные панорамы
Время от времени к нам обращаются клиенты, которые ранее уже заказывали виртуальный тур в другой компании. Довольно часто возникает вопрос: "Можно ли использовать в новом виртуальном туре материалы из старого?" В принципе, это вполне понятное желание. Ведь если часть помещений уже отснята, то можно избежать повторной съемки и не платить лишнего. Иногда это действительно возможно. Но в некоторых ситуациях мы вынуждены огорчать наших заказчиков, сообщая о невозможности использования уже готовых панорам. В этой статье мы постараемся простым языком объяснить, почему так происходит.
Что считать исходными данными для виртуального тура
От первоначальной съемки до добавления в виртуальный тур фотоматериал проходит несколько стадий обработки.
Первая - отснятый сырой материал. Он получается, когда панорамный фотограф пришел в нужное помещение, установил камеру на штатив и методично, снимок за снимком, отснял все помещения от потолка до пола. Сколько получится фотографий? У каждого фотографа получается разное их количество. Оно зависит от фокусного расстояния объектива, от того, снимается ли материал для сферической или цилиндрической панорамы.
Когда наш специалист заканчивает панорамную фотосъемку, у него получается 38 фотографий на одно помещение. При этом мы не берем особые режимы съемки, где исходных снимков выходит гораздо больше.
Если у заказчика имеются эти исходные фотографии, и если они были сделаны правильно, с использованием панорамной головки, то шансы встроить их в новый виртуальный тур достаточно высоки. Правда, снимки еще надо обработать и склеить, что тоже стоит определенных усилий и, соответственно, денег.
В некоторых случаях гораздо дешевле переснять панораму заново, чем прилагать длительные усилия по склеиванию и последующему ретушированию панорам из "чужих съемок". Но если фото сделаны как надо, то действительно можно сэкономить.
Проблема обычно заключается в том, что исполнитель, как правило, не передает заказчику исходники, а потом через некоторое время удаляет их со своего компьютера.
Второй вариант исходных данных - уже склеенная панорама. Если удается истребовать ее с исполнителя, то добавить в новый виртуальный тур готовую панораму не вызывает затруднений.
Тем не менее здесь тоже есть "подводные камни". С одной стороны, у ранее созданной панорамы может быть довольно низкое разрешение. В результате вновь и ранее отснятые панорамы могут очень контрастировать в плане качества.
С другой стороны, панорама может быть не сферическая, а цилиндрическая. Виртуальный тур, содержащий хотя бы одну такую панораму, не может быть просмотрен в очках виртуальной реальности. Там есть жесткое требование: все панорамы должны быть именно сферическими, то есть иметь развертку 360 х 180 градусов. Иногда это не так уж обязательно. Но некоторые заказчики настаивают на поддержке очков. Тогда панорамы однозначно приходится переснимать заново.
Если исходников нет
Иной раз заказчики настаивают на использовании старого материала даже в случае отсутствия исходников. Они приводят очень простой довод: "Вот же они - на экране. Берите их и вставляйте в новый проект".
С точки зрения неспециалиста это вполне очевидно. Если мы видим панораму, то почему не можем ее использовать?
Любые заверения в обратном воспринимаются некоторыми клиентами как наше намерение вести нечестную игру.
Для того чтобы изменить ситуацию, приглашаем вас взглянуть на виртуальный тур с обратной стороны, с точки зрения файлов и папок.
Как устроен виртуальный тур. Взгляд изнутри
Сейчас нам предстоит посмотреть серию картинок - скриншотов. Их будет много - 8 штук. Так что наберитесь терпения, чтобы докопаться до истины.
Для начала давайте посмотрим на эти два объекта. Именно так выглядит то, что вы собираетесь заказать. Или, возможно, уже заказывали и собираетесь переделать:
Да-да! Всего два объекта - файл и папка.
Файл index.html - это просто оболочка. Все самое интересное находится внутри папки.
Если открыть папку indexdata, то внутри мы увидим массу объектов. В том числе файл thumbnail.jpg. Если бы он был покрупнее, мы могли бы использовать его в работе. Увы, его разрешение всего 400х200 точек. Это просто иконка.
Продвигаемся дальше внутрь структуры. Открываем папку _113_14. Именно там лежат данные. К слову, сейчас мы имеем дело с очень простым виртуальным туром, состоящим всего из одной панорамы.
Папки, что обведены красным, содержат изображения для показа на мобильных устройствах - смартфонах и планшетах. Это картинки с небольшим разрешением:
Видите: потолок, вперед, вправо, назад, влево, пол. Этих шести изображений вполне достаточно, чтобы посмотреть панораму на экране смартфона. Опять увы, мы не можем использовать их: и разрешение маловато, и они просто не склеятся.
Возвращаемся к папкам, которые на прошлом снимке были обведены зеленым. Именно здесь лежит большая панорама, которая отображается на экране настольного компьютера или ноутбука.
Открываем папку "0" и видим в ней еще несколько папок:
Опять открываем папку "0" и видим кусочки большой панорамы:
Здесь их всего четыре. В других папках - тоже понемножку. Таким образом, чтобы собрать общую картинку, нам надо вытряхнуть из всех папок все файлы, собрать их вместе и попытаться собрать этот жуткий пазл из 414 фрагментов.
Если вы до сих пор считаете это простым занятием, взгляните на кусочки изображения:
Или на эти:
Сможете склеить?
Главная проблема заключается в том, что все картинки надо поставить вплотную друг к другу без зазоров, соблюдая строгую последовательность. Ведь даже на стене с текстурными обоями есть рисунок, который не должен прерываться. Иначе на готовой панораме будут явно выраженные склейки.
Теперь сами рассудите, что получится дешевле и быстрее: собирать этот пазл без каких-либо гарантий результата или все же заново отснять панораму? А если панорам несколько?
Зачем так сделано?
Наверное, вы немного удивлены тем, что сферическая панорама хранится не единым куском, а состоит из сотен отдельных "плиток". С точки зрения логики это действительно довольно странное решение. Тем не менее такой подход вполне оправдан.
Пример: панорама размером 10000 х 5000 точек, представленная единым изображением, имеет объем около 9Mb. Та же самая панорама, разобранная на "плитки" "весит" примерно столько же.
В тот момент, когда вы открываете панораму на своем компьютере, из интернета в первую очередь загружаются те кусочки общего изображения, которые находятся "перед глазами". После того, как этот сектор панорамы полностью загрузится и отобразится, что происходит довольно резво, начинают подгружаться другие сектора, те, что находятся вне поля зрения - справа, слева, "за спиной", "над головой" и "под ногами".
Мы не замечаем этого процесса, поскольку занимаемся разглядыванием того, что уже появилось. Таким образом, налицо оптимизация порядка загрузки данных.
Если бы панорама представляла из себя один огромный файл, то нам пришлось бы долго ждать его полной загрузки каждый раз, когда мы переходим из одной панорамы в другую.
Таким образом, хотя данная технология с "плитками" и не дает возможности без проблем использовать старые панорамы в новых проектах, она позволяет избежать зависаний компьютера во время открытия новых панорам.
Заключение
Теперь, когда вы увидели виртуальный тур "изнутри", мы надеемся на большее понимание и доверие с вашей стороны.
Если мы говорим "придется переснять", значит - придется переснять. Хотя... не можем запретить вам попробовать собрать панорамы из "плиток". Вдруг у вас действительно получится!