Съемка сферических панорам в режиме HDR
Любой профессиональный фотограф прекрасно знает, что такое режим HDR. Если в кадре одновременно присутствуют очень темные и очень светлые объекты, то как ни настраивай экспозицию, все равно придется потерять одно из двух. Или будут хорошо проработаны светлые участки, но темные станут абсолютно черными. Или наоборот - темные будут проработаны превосходно, но вместо ярких на снимке будут просто белые пересвеченные пятна. Проблема состоит в несовершенстве матриц цифровых фотоаппаратов, имеющих гораздо более узкий динамический диапазон, чем человеческий глаз. Режим съемки HDR может быть решением данной проблемы.
Режим съемки HDR еще известен под названием "режим брекетинга экспозиции". Давайте рассмотрим его принцип на примере.
Посмотрите на эти три снимка. Ни один из них нельзя назвать совершенным. Наверняка фотограф видел при съемке несколько иную картину. Травка и листья деревьев наверняка были зеленые, как на левом снимке, а солнце на восходе имело совершенно четкие очертания, как на правом.
Средний кадр - это некий компромисс, где, к сожалению, потеряны и самые светлые и самые темные фрагменты. А жаль! Вот если бы фотография выглядела вот так:
Этот снимок - как будто бы сборка всего самого лучшего из трех предыдущих. От каждого исходника взяли лучшую часть: от светлого - цвет листьев, травы и неба, от самого темного - цвет и форму самого яркого объекта - солнца.
Безусловно, приведенный снимок тоже не идеален, но, согласитесь, он выглядит куда более естественно, чем любой отдельно взятый из предыдущей серии.
Сейчас вы стали свидетелями результата обработки съемки, выполненной в режиме HDR. Сейчас так могут снимать уже многие фотоаппараты "не из дешевых". В результате появляются три снимка, которые могут быть склеены в специальной программе или даже в самом фотоаппарате (возможности Вашего фотоаппарата по съемке и склейке HDR фото "на лету" уточните в инструкции).
HDR-съемка сферических панорам
Теперь давайте вернемся к виртуальным турам. Когда панорамные фотографы показывают свои образцы съемки интерьеров, они немного лукавят. В портфолио в основном встречаются интерьеры помещений без окон или снятых в темное время суток.
Это вполне понятный подход. Ведь если в панораме одновременно присутствуют темные углы помещения и яркое окно, в которое, не дай Бог, еще и светит солнце, то панорамы получаются очень неоднородные, с пересвеченными, абсолютно белыми окнами.
Но это еще полбеды. Даже в помещении с зашторенными окнами все равно будут находиться точечные источники света, которые тоже очень портят картину. На сферической панораме они получаются белыми пятнами.
Что если попробовать сделать съемку в уже знакомом нам режиме HDR?
Давайте посмотрим на эти два снимка:
Обратите внимание - стулья, накрытые коричневыми накидками, кажутся совсем черными, а вокруг люстр на потолке - явно видимые пересвеченные области.
Теперь посмотрите, как будет выглядеть эта же сферическая панорама, если снять ее в режиме HDR:
Безусловно, это тоже не идеал. Картинку еще надо дорабатывать. Но даже на первый взгляд видно, что появились некоторые детали, которые в первой панораме были просто потеряны:
Пересвеченный потолок над люстрой на левом снимке. На правом он выглядит более естественно.
Обратите внимание на люстру: на правом кадре появились темные элементы конструкции, которые были потеряны на левом.
Темные накидки на стульях на самом деле были коричневыми.
Таким образом мы приходим к мысли о том, что использование "брекетинга экспозиции" или HDR является весьма полезным приемом при съемке сферических панорам. В этом режиме фотоаппарат делает не один, а три, или даже пять снимков одной и той же сцены, с разной выдержкой. Затем при помощи специальной программы, например Adobe Photoshop CC или Photomatix Pro, они сводятся в один, который выглядит гораздо естественнее, чем любой из исходников.
Из таких сведенных снимков в дальнейшем склеивается сферическая панорама.
Безусловно, в данном случае придется потратить дополнительное время на сведение в специальной программе. Но в погоне за более качественным финальным результатом можно пойти на дополнительные временные затраты, особенно, если заказчик тоже ценит качество и готов заплатить за него.
В заключение статьи по традиции приглашаю вас к сотрудничеству. Вы можете заказать создание виртуального тура по объекту, расположенному в любой точке России. Если вы сами выполняете панорамные съемки, вы можете прислать свои исходные фото для склейки в самой последней версии лицензионной программы Kolor Panotour Pro.
С расценками на услуги можно ознакомиться здесь.
Более подробно о режиме съемки в режиме брекетинга экспозиции (HDR) можно почитать в этой статье.