Виртуальная реальность и образование будущего. Семинар в Новинской школе

Семинар по виртуальным экскурсиям в Новинковской школе

Зачем нужен виртуальный тур школе? Какова роль виртуальной реальности в образовании? Как сделать образовательный процесс привлекательным для учеников? На эти темы написаны сотни научных работ, защищены диссертации, умные люди получили ученые степени и звания. Но вот беда - красивые теоретические выкладки зачастую имеют очень мало общего с реалиями современного образования. В ноябре 2018 года мы проводили семинар по использованию технологий VR в образовательном процессе. Представляем краткий отчет и некоторые мысли по теме. 

Зачем школе виртуальная экскурсия

Начнем с того, что каждый руководитель образовательного учреждения теоретически не против иметь на сайте подобный раздел. Для чего? 

Во-первых, виртуальная экскурсия была бы очень интересна родителям будущих первоклассников. Они заранее просматривают сайты школ и подбирают для своего ребенка ту, которая произведет наилучшее впечатление. Красивая виртуальная экскурсия, показывающая учебное заведение во всей красе, была бы очень кстати.

Во-вторых, гостями странички "Виртуальная экскурсия по школе" стала бы все возрастающая армия выпускников. Время от времени они вспоминают счастливые школьные годы и, обуреваемые ностальгией, были бы совсем не против "прогуляться" по старым школьным коридорам, оказаться в знакомых классных комнатах, заглянуть в спортзал, библиотеку, столовую. Пусть даже на экране компьютера. Ведь приехать в школу лично могут далеко не все. Особенно, если кто-то уже уехал в другой город. 

В-третьих, к таким высокотехнологичным элементам сайта очень благосклонны проверяющие органы. Наверное вы будете удивлены, если узнаете, что там тоже работают обычные люди. Вы не поверите, но некоторые из них никогда не видели виртуальных экскурсий, а уж очки виртуальной реальности надевали вообще единицы и то "по праздникам". Конечно, со временем ситуация изменится. Очки VR станут такими же обычными элементами повседневности, как сотовые телефоны. Но пока этого не произошло, есть шанс произвести приятное впечатление на контролирующие органы, показав, что школа идет почти что в ногу с прогрессом.

Да и сами ученики не прочь будут побродить по классам, послать своим друзьям ссылку на экскурсию, продвигая таким образом школьный сайт.

Помимо прочего, такой продукт позволяет увидеть как выглядело учебное заведение в прошлом.

Здесь мы плавно подошли к тому, что виртуальная экскурсия призвана сохранить вид интерьеров в таком виде, в котором их "схватила" панорамная камера в момент съемки.  Все течет. Незаметные преобразования в оформлении, легкие косметические ремонты, замена окон, дверей, покраска стен...

Это происходит постепенно и не так бросается в глаза. Но откройте сегодняшнюю виртуальную экскурсию даже через 5 лет и вы увидите, какой была школа в недалеком прошлом. А представляете, как возрастет ценность этих съемок через 20-30-50 лет! 

Как сделать настоящую виртуальную экскурсию?

Многие согласятся с тем, что виртуальная экскурсия по школе - желательный элемент сайта образовательного учреждения. Как ее создать? Здесь каждый руководитель выбирает свой путь. В одной школе на сайт помещают текстовое описание и фотографии. На другой - презентацию в Power Point. Кто-то смонтирует видеофильм.

Все эти варианты тоже имеют право на жизнь. Но самым лучшим воплощением идеи является виртуальный тур, смонтированный на базе сферических панорам, который можно просматривать на экране компьютера или в очках виртуальной реальности.

В этом случае у посетителя возникает довольно правдоподобная иллюзия присутствия в том помещении, панорама которого в настоящий момент отображается в очках. Эффект достигается высоким разрешением картинки и реакцией очков на движения головы зрителя - повороты и наклоны.

К примеру: если человек повернет голову вправо, то изображение на экране очков тоже перемещается вправо. Причем на тот же угол, на который повернута голова. Аналогичный эффект достигается при наклоне головы вниз или подъеме вверх. Появляется возможность реально оглянуться по сторонам, посмотреть, что творится за спиной, под ногами, что находится на потолке.

Если визуальный ряд озвучить голосом за кадром, то получится продукт, очень похожий на настоящую, реальную экскурсию. Многие возражают: примерно то же самое можно сделать в простом видеоролике о школе. Да. Можно построить визуальный ряд, добавить фоновую музыку и голос за кадром. 

Но при этом пропадает такая важнейшая составляющая виртуальной реальности, как интерактивность. Просматривая видео, мы при всем желании не сможем увидеть, что находится левее и правее, выше и ниже той сцены, которую нам показали. Просматривая виртуальный тур мы можем увидеть все. Стоит только повернуть голову. 

Здесь уместно показать несколько фотографий с семинара. В аудитории сидели люди, которые никогда ранее не надевали очков виртуальной реальности. Первая реакция на попадание в иллюзию обычно представляет некоторую опасность. Человек настолько "переносится", что начинает идти по направлению к интересующему объекту в видимом ему интерьере.

 

Семинар по виртуальной реальности. Демонстрация виртуальной экскурсии в очках ВР

 

Именно поэтому ведущему в первую минуту стоит держать зрителя за руку и просить его "не ходить". Ведь в "реальной реальности" на пути могут оказаться предметы, которых зритель не видит. 

 

Семинар по виртуальной реальности. Демонстрация виртуальной экскурсии в очках ВР

 

К сожалению, на семинаре было не так много времени на демонстрацию, как хотелось бы, а желающих побывать в иллюзорном мире оказалось более, чем достаточно. Но все же некоторые участники имели возможность на время перенестись в виртуальный мир. Мы демонстрировали виртуальную экскурсию по музею А.С.Пушкина в Болдино. Похоже, наша демонстрация удалась.

 

Образовательная составляющая виртуальных экскурсий

Помимо презентационной роли виртуальных экскурсий, можно рассматривать их как новое поколение образовательных продуктов. В качестве примера мы показали небольшой отрывок виртуальной экскурсии по музею А.С.Пушкина в Болдино, озвученный учителями Новинской школы. Они подобрали стихотворения, отрывки из писем поэта, рассказы о самой усадьбе Пушкиных. 

Озвученные панорамы позволяют не только оказаться в интерьерах пушкинского дома и усадьбы, но и услышать полезную информацию. В контексте визуального ряда вкупе с технологией VR она воспринимается гораздо лучше, чем простое объяснение учителя литературы, стоящего у доски в классе.

Здесь мы ни коим образом не пытаемся принизить роль учителей. Просто давно известно, что разные люди воспринимают информацию по собственному приоритетному каналу. Кому-то лучше читать, кому-то слушать, кому-то видеть. В виртуальной экскурсии используются сразу несколько каналов. Поэтому информация усваивается гораздо лучше.

Напрашивается мысль о том, что некоторые (не все, конечно) темы школьной программы можно было бы представить в виде уроков в формате виртуальной реальности. Например, ученик открывает определенную страницу на сайте, надевает очки виртуальной реальности и начинает впитывать информацию. Это не утомительно, необычно, поэтому интересно. Хочется смотреть еще и еще.

К тому же далеко не все школьники могут лично посетить музей А.С.Пушкина в Болдино. Или долину гейзеров на Камчатке. Или Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге. Кто там говорит о развитии дистанционного обучения? Вот вам еще один вариант его реализации.

В очках виртуальной реальности такие экскурсии становятся более простыми, хотя... не будем обманываться и пытаться обманывать вас: личный визит и прослушивание настоящей экскурсии пока является предпочтительным вариантом. Никакая техника еще не может создать полную иллюзию, включая специфические запахи, возможность тактильного контакта, принадлежность к социальной группе - в данном случае - экскурсионной. Возможно, со временем дойдет и до этого.

Снова отрыв теории от практики

Даже несмотря на ограничения, участники семинара высказались о технологии положительно. Идея создания виртуальной экскурсии по школам, школьным музеям, использования виртуальной реальности в образовательном процессе показалась интересной.

 

Семинар по виртуальной реальности. Демонстрация виртуальной экскурсии в очках ВР

 

Но! Сразу возник естественный вопрос о стоимости. Не смотря на то, что наши цены на подобные продукты значительно ниже предложения других студий, обычная школа порой не в состоянии оплачивать создание большого образовательного продукта. К примеру, экскурсия по музею Пушкина состоит из 58 панорам. 

Скорее всего здесь требуются совместные усилия нескольких образовательных учреждений, возможно, министерства образования. В этом случае виртуальная реальность сможет сделать шаг в нужную сторону. Причем, в самое ближайшее время. Никаких препятствий нет.

Обращаемся к активным учителям, методобъединениям, департаменту образования. Если у вас есть какие-то мысли относительно того, как решить этот ребус, будем благодарны за идеи. Мы готовы к конструктивному диалогу.

т. 8 (831) 415-32-06, + 79200493922, E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.