Суздаль. Панорамная съемка с Преподобенской колокольни

Съемка панорамы Суздаля со смотровой площадки Преподобенской колокольни

Эта панорамная съемка делалась исключительно для себя. Никто ее не заказывал, никто не оплачивал. Просто когда я поднялся на 52-метровую высоту смотровой площадки Преподобенской колокольни в Суздале, я не смог устоять перед соблазном попробовать выполнить панорамную съемку в очень непростых условиях. Использовать штатив с панорамной головкой было бессмысленно, поэтому съемка всех фрагментов панорамы велась с рук. Давайте посмотрим, что из этого получилось.

Почему я снял цилиндрическую панораму вместо сферической

Это был как раз тот самый случай, когда "цилиндр" оказался лучше и уместнее "сферы". Такие ситуации бывают. Например, снимаешь в большом торговом центре и тебя вдруг просят не снимать потолок. Смотришь вверх - и точно. Вместо красивого подвесного потолка со спотами вверху красуется обычная технологическая решетка, а за ней видны вентиляционные трубы и прочие не слишком презентабельные вещи. Или не хочется показывать старый, местами протертый линолеум под ногами. Подробно об этом с конкретными примерами я писал в этой статье: Сферические и цилиндрические панорамы. В чем разница?

Смотровая площадка колокольни тоже не позволила бы сделать полноценную панораму города, поскольку имела высокие перила, которые скрыли бы самое важное. Я уж не говорю о колоннах, которые поддерживают купол и шпиль колокольни. 

Если бы я все же снимал сферическую панораму, то скорее это получилась бы панорама самой Преподобенской колокольни, но никак не города.

Вот посмотрите, как выглядел бы верх и низ панорамы:

 

Колокола звонницы Преподобенской колокольни в Суздале. Съемка сферической панорамы

 

Лестница смотровой площадки Преподобенской колокольни в Суздале. Съемка сферической панорамы

 

Безусловно, эти виды тоже интересны, но целью съемки была именно панорама Суздаля, которая открывается со смотровой площадки. 

Чтобы получилась целостная цилиндрическая панорама пришлось делать по 5 фотографий из каждого окна колокольни. Получилось 20 кадров. Съемка с рук - это гораздо более ответственное дело, чем при использовании панорамной головки. 

Во-первых, надо все время проверять, чтобы линия горизонта проходила строго через центр кадра и не была завалена. Ведь в противном случае могла бы пострадать высота фотографии-панорамы. Завал горизонта вообще чреват проблемами при склейке. В некоторых фотоаппаратах есть специальная настройка, которая выводит на экранчик горизонтальную линию, которая помогает выравнивать горизонт. 

Во-вторых, приходилось строго следить за тем, чтобы на соседних снимках было примерно 20-30% "перехлеста". Иначе программа для автоматической склейки панорам могла бы не справиться с задачей. Было бы очень жаль, если бы из-за одной неудачной пары снимков не сошлась бы вся композиция.

Приходилось снимать не спеша, полностью сосредоточившись на процессе. Это было не так уж просто, поскольку виды с высоты открываются просто фантастические.

 

Вид на Суздаль со смотровой площадки Преподобенской колокольни

 

Очень повезло, что на протяжении всего процесса съемки на смотровую площадку не поднялась ни одна туристическая группа. Иначе люди моментально "облепили" бы все окна и продолжение съемки было бы невозможно. Пришлось бы начинать все с начала.

Конечно, можно было бы заметить ту часть панорамы, на которой мы прервались, а после ухода группы продолжить с "того же самого места".  Все это было бы возможно только в одном случае - если бы на небе совсем не было бы облаков. Они ведь постоянно движутся. При склейке панорамы, снятой с большим перерывом, образовались бы какие-то нестыковки, рваные края, которые бы явно не улучшили изображение.

Еще одной особенностью данной съемки было наличие полчищ стрижей, которые постоянно летали вокруг колокольни то и дело попадая в кадр. Сами понимаете, при их скорости полета в кадре оставались только размытые пятна. Поэтому некоторые снимки пришлось переснимать дважды, а то и трижды, выбирая для склейки панорамы те, что не были "отмечены" птицами. В некоторых случаях пришлось даже прибегнуть к ретуши отдельных фрагментов.

Тем не менее, в финальной панораме, которые вы увидите в конце этой статьи, все же присутствуют несколько птиц. Открою маленькую тайну - они внедрены в панораму искусственно. Это простые изображения стрижей в полете, которые были найдены в интернете, вырезаны по контуру и помещены в панораму в качестве дополнительных изображений с эффектом параллакса. Если вы присмотритесь, то легко заметите, что они не привязаны к конкретной точке небосвода, а двигаются при вращении чуть быстрее, добавляя картинке некую объемность.

Программа Panotour Pro, которой я пользуюсь для создания виртуальных туров, позволяет добавлять в любую панораму отдельные графические объекты, и с помощью эффекта параллакса создавать иллюзию, что они "висят" в воздухе гораздо ближе к нам, чем фоновое изображение. Например, можно добавить в панораму летающих бабочек, стрекоз, воздушные шарики, облачка, осенние листики и т.д. 

Разумеется, бабочки не будут порхать, а стрижи - взмахивать крыльями. Картинка останется неподвижной, но появится иллюзия объемности пространства. Подробнее об эффекте можно почитать в этой статье: Виртуальный тур с эффектом параллакса. Там же можно посмотреть примеры.

 

Готовая панорама Суздаля

Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось. Когда панорама откроется, лучше сразу развернуть ее на весь экран при помощи кнопки в правом нижнем углу. Сразу после этого отключите панель управления, чтобы ничто не мешало просмотру. Панорама будет медленно вращаться. Если ее не трогать, то она делает полный оборот за то время, пока звучит музыка. 

 

Смотреть панораму

 

В любой момент можно "ухватить" панораму мышью и вернуть назад или прокрутить побыстрее. При помощи колесика мыши можно слегка приблизиться к интересующему фрагменту, чтобы рассмотреть его более детально. 

Можно ли просматривать данную панораму в очках виртуальной реальности?

К сожалению такой возможности нет. В очках можно просматривать только сферические панорамы. То есть, те, в которых присутствуют верхняя точка - зенит, и нижняя - надир. просмотренная нами панорама является цилиндрической, поэтому не может быть просмотрена с помощью очков ВР.

Сколько стоил бы подобный виртуальный тур?

Как уже говорилось, я снимал данную панораму исключительно для себя. Что называется, из любви к искусству. Я все время считал, что настоящий мастер не работает только тогда, когда ему что-то заказали. Если человек увлечен своим делом, он работает даже тогда, когда ему за это не платят, просто потому, что любит то, чем занимается.

Однако я ни в коем случае не против коммерческих проектов. Поэтому, если вам понравилось то, что вы увидели, и возникло желание сделать нечто подобное для себя, я постараюсь вам помочь.

Стоимость данного виртуального тура состоит из:

  • стоимости съемки и склейки панорамы - 1500 рублей,
  • стоимости монтажа виртуального тура - 2500 рублей,
  • стоимости проезда к месту съемки и обратно - 3000 руб.
  • командировочные расходы - 1000 руб.

ИТОГО: 8000 руб.

 

Вполне понятно, что такая сумма за виртуальный тур, состоящий всего из одной панорамы, может показаться настоящим грабежом. По правде говоря, я и сам так считаю, поэтому могу предложить вариант, как сделать цену более приемлемой.

Если мы сделаем виртуальный тур из 5 панорам, то стоимость каждой из них составит уже не 1500, а 1000 рублей. Все остальные цифры остаются прежними. В результате наш продукт уже стоит 11500 руб. Получилось дороже, но здесь уже пять панорам.

Тур из 10 панорам будет стоить 16500 руб. Это всего вдвое дороже, чем первый вариант, но в нем уже десять, а не одна панорама. Есть разница, правда?

Если же в нашем туре будет присутствовать 15 и более панорам, то стоимость каждой составит не 1000, а 700 рублей.

Таким образом, стоимость тура из 15 панорам составит 18500 руб. 

Как видите, чем более емкий продукт вы заказываете, тем дешевле он получается, если посчитать стоимость одной панорамы. От этого подхода выигрывают все. Вы получаете более масштабный проект, мне не приходится ехать за тридевять земель для съемки одной единственной панорамы.

Конечно, во всех этих ценах не учитывается весь арсенал возможностей, которые можно добавить в виртуальный тур. Например, это звуковое сопровождение, стартовая заставка, навигационная карта, встроенная фотогалерея, интеграция в панорамы живого видео... 

Однако продукт начального уровня стоит не так уж дорого, как можно было себе представить. Кому-то будет достаточно базовых возможностей. Кто-то захочет "что-то еще". 

Если вас заинтересовала идея создания виртуального тура по вашему объекту, прошу звонить по т. 8 (831) 415-32-06 или писать по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Думаю, мы обязательно найдем взаимоприемлемый вариант.