Квест по музею в виртуальной реальности

Квест по музею в виртуальной реальности

Квест в виртуальной реальности. Что это такое? Как это выглядит? Сколько стоит? Зачем внедрять в музее подобные технологии? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в данной статье. Сразу призываем читателей не поддаваться первому порыву, а дочитать текст до конца. Тема такая, что в двух словах не расскажешь. По прочтении у Вас, как мы надеемся, сложится видение того, как можно использовать в практике музея новейшие разработки в области VR. Только давайте условимся. На то время, пока вы читаете, отложите в сторону мысль о том, что ЭТО НАВЕРНОЕ ОЧЕНЬ ДОРОГО. Поверьте, мы начали данную тему не просто так.

"На пальцах" о виртуальной реальности

Сейчас остается все меньше людей, кто не знает, что такое виртуальная реальность. На тот случай, если вы лишь только слышали о ней, но сами никогда не надевали очков VR, предлагаем очень простое упражнение. Прямо сейчас сложите руки "биноклем". Ну, помните, как в детстве мы играли в "морячков". Соедините указательный и большой палец каждой руки, а руки - друг с другом. Теперь посмотрите в импровизированный бинокль, покрутите головой, посмотрите вверх, вниз.

Сделали? Заметили, что ручной "бинокль" не приближает объекты. Это естественно. Зато он, как и настоящий оптический прибор, здорово ограничивает угол зрения. Если "без рук", мы видим картинку с разверткой порядка 180 градусов (включая то, что улавливает боковое зрение), то через "бинокль" угол зрения сужается градусов до ста. 

Смотреть на мир с таким узким углом зрения было бы крайне неудобно, но...

Теперь представьте себе, что поднося к глазам "бинокль", вы видите через него совсем другую картинку. Не свой кабинет, комнату в квартире, или то место, где вы находитесь сейчас, а фрагмент интерьера, скажем, музея А.С.Пушкина в Большом Болдино.

 

Кадр из виртуального тура по музею А.С.Пушкина в Болдино

 

Самое удивительное, что поворачивая голову из стороны в сторону, вы видите соответствующие части интерьера. Если сейчас вы сидите на вращающемся стуле, попробуйте сделать полный оборот вокруг оси. И представьте, что в "бинокле" вы увидите полную панораму интерьера кабинета поэта. Ради такой возможности, думаем, вполне допустимо закрыть глаза на недостаточный угол обзора.

Это и есть та самая виртуальная реальность, о которой сейчас так активно говорят. Если надеть на голову очки VR, то, фактически находясь в привычной домашней обстановке, вы ощущаете себя, присутствующим совсем в другом месте, возможно, за тысячи километров от реального местоположения.

Наибольшее воздействие на зрителя производит именно высококачественная картинка, сферическая панорама, которая исправно поворачивается при поворотах вашей головы. Реалистичность присутствия в виртуальном пространстве огромна. Надев очки, некоторые люди начинают шагать в направлении интересующего предмета, а на вопрос, например, "где находится рабочий стол поэта", исправно поворачивают голову в нужном направлении и вытягивают вперед руку с указательным пальцем.

Если к визуальному ряду добавить подходящую звуковую дорожку: пение птиц, звук маятника напольных часов, музыку или голос за кадром, то погружение в виртуальный мир становится еще глубже.

 

Но для этого нужны очки VR! У нас их нет!

После данного объяснения у директора музея возникает вполне справедливое возражение: "Так у нас же нет таких очков! Нам это не подходит".

Здесь было бы самое время сказать, что очки в принципе, не так уж обязательны. Тот же самый продукт можно просматривать на экране обычного компьютера. Эффект, конечно, будет уже не совсем тот, но у зрителя все равно имеется возможность "покрутить" панорамы интерьеров перед глазами, перейти из помещения в помещение и составить представление о том, насколько интересна музейная экспозиция. 

Но давайте вернемся к очкам. В сознании обычного человека, который "не в теме", четко засела установка, что очки VR - это безумно дорого и "нам точно не по-карману". Когда директор узнает, что самые простейшие очки стоят от тысячи до трех (в рублях), он просто не верит. 

А между тем, именно так и обстоят дела. Достаточно иметь подходящий смартфон, открыть на нем виртуальный тур из интернет, вставить смартфон в очки стоимостью 1-3 тыс. руб. вот она - виртуальная реальность в действии. Само собой, на рынке есть и более дорогие устройства с собственными экранами и более широким углом обзора. Те действительно стоят дорого. Но начать можно, имея совсем скромный бюджет. 

Попробуйте открыть сайт магазинов Эльдорадо или М-Видео. Задайте в поиске "очки виртуальной реальности". Думаю, цены вас приятно удивят.

 

Как можно поставить виртуальную реальность на службу музею

Не будем углубляться в детали. Просто озвучим несколько идей.

1. Это хорошее дополнение к программе "доступная среда". У вас в учреждении есть пандусы для колясок? А подписи к экспонатам "для слепых"? А что если предложить маломобильным гражданам не подниматься на второй этаж, это не всегда возможно, а просто надеть очки VR и посмотреть всю экспозицию? Или, скажем, не каждый в состоянии подняться на колокольню, преодолев порядка 300 ступеней. А в очках VR можно посмотреть на виды, которые открываются с высоты.

2. Довольные посетители музея смогут повторно "прогуляться" по его экспозиции и показать ее своим друзьям. Одно дело рассказывать о впечатлениях на пальцах или показывать фото на смартфоне. Совсем другое дело "пустить" своего знакомого "побродить" по виртуальному музею. Мало того, что такой продукт поднимает престиж учреждения. Он может сподвигнуть друзей посетителей тоже съездить в ваш музей.

3. Те, кто только собирается посетить ваше учреждение, сможет заранее посмотреть виртуальный тур и решить, действительно ли им интересна ваша экспозиция. Иногда бывает так, что лучше бы некоторые посетители совсем не приходили, чем потом выслушивать их претензии и находить негативные отзывы в интернет.

4. Со временем музейная экспозиция меняется. Иногда музей переезжает в новое здание. Сохранить для истории простые фотографии было бы очень правильно. А что если сохранить на память целый виртуальный тур? 

5. Лояльное отношение посетителей к музею складывается из многих мелких деталей. Помимо профессионализма экскурсоводов и наполненности экспозиции роль играет и хорошо оформленный сайт с подробной информацией, и обширная красивая фотогалерея, и наличие виртуального тура, который позволяет посетителю подготовиться к визиту. Сейчас мало кто готов покупать кота в мешке. Многие ищут информацию в интернете. Так почему бы не представить там свою организацию как можно лучше?

6. Директор музея, который знает и использует в работе современные информационные технологии, оценивается руководством гораздо выше того, кто "не успевает" или "не в курсе".

7. Музей может располагаться в закрытом городе, для посещения которого нужно оформлять пропуск. Такие продукты у нас тоже были. Вот пара примеров: Железногорск (Красноярский край - очень рекомендуем посмотреть, в числе экспонатов есть пульт управления ядерным реактором), Вилючинск (Камчатка - много необычных экспонатов, например, питьевая вода в консервной банке для подводников).

8. Во время публичных мероприятий, на форумах, конференциях и т.п. у директора есть возможность показать свою экспозицию в VR с ноутбука или планшета.

Думаем, при желании вы сами легко добавите в этот список свои специфические пункты. 

 

Как выглядит конечный продукт виртуальной реальности?

Что вы получаете после того, как работа будет окончена. Наши коллеги поступают по-разному.

Кто-то размещает готовый виртуальный тур в интернет на своем сервере. Вам как заказчику дается ссылка на продукт. Ссылку можно поместить на сайт и привязать ее к пункту меню. Так на вашем сайте появляется пункт "виртуальный тур". При его активизации посетитель сайта имеет возможность "побродить" по вашему учреждению в режиме виртуальной реальности. Вы же платите разработчику небольшую абонентскую плату каждый месяц.

Мы действуем иначе. После окончания работ вы получаете готовый продукт в свое полное распоряжение. Его надо загрузить на сайт (точно так же, как загружаются остальные файлы, например, PDF или презентации). Далее вы привязываете к загруженному продукту пункт меню сайта и используете виртуальный тур неопределенно долго. Никакой абонентской платы не требуется.

 

Виртуальный тур по Государственному военно-историческому музею-заповеднику "Бородинское поле" - тоже наша работа

 

Возможно, загрузка виртуального тура на сайт покажется сложной процедурой, но с ней запросто справляется любой грамотный администратор сайта. В особых случаях мы сами выполняем установку продукта на ваш сайт.

 

Квест в виртуальной реальности

Наконец мы подошли к теме, которая вынесена в заголовок статьи. Надеюсь, к этому времени вы уже получили представление о том, что такое виртуальный тур. 

А сейчас представьте, что вместо пассивного созерцания сферических панорам, зритель превращается в активное действующее лицо. Он не просто просматривает панорамы, а выполняет специальные задания. 

Например, открыть панораму кабинета А.С.Пушкина в Болдинском музее, отыскать на столе рукопись и выписать первую букву первого слова первой строки.

Затем надо перейти в зал... задание можно сформулировать так, чтобы посетитель подумал и догадался, какой именно зал имеется в виду. Здесь надо найти определенный экспонат, записать заданную букву из названия и получить следующее задание. 

 

Прохождение квеста в виртуальной реальности. Ребенок выполняет задание квеста, находясь находясь в собственной гостиной
Прохождение квеста в виртуальной реальности. Школьник выполняет задание квеста, находясь находясь в собственной гостиной

 

Так зритель начинает бродить по виртуальному музею более осознанно и целенаправленно. Квест может состоять всего из нескольких шагов - это простой вариант для школьников. Можно сделать его таким, чтобы зритель проходил сценарий несколько дней, периодически вводя новые и новые задания. 

Можно сделать целую серию квестов с системой баллов за правильные ответы.

Финалом акции может быть вполне настоящий приз, спрятанный в определенном месте реальной экспозиции. Получить его сможет только тот, кто успешно прошел все предыдущие этапы, лично явился в музей и, к примеру, отодвинув шторку на нужном окне, нашел там припрятанный подарок.

Каким ему быть - вы решаете сами. Может быть, интересная книга, или абонемент на участие в музейных программах, или профессиональная фотосессия в залах... 

Пара-тройка подобных квестов и о вашем музее заговорят. Причем в масштабах всей страны.

Надеемся, вы не скажете, что это ерунда, которой не стоит заниматься. Любой директор музея, если он действительно болеет за свое учреждение, только и думает, как привлечь внимание потенциальных посетителей к своей экспозиции, повысить привлекательность и посещаемость сайта. 

Квест в виртуальной реальности - это продукт, который успешно решает обе задачи.

 

Как создается квест по музею в VR

Для простоты разделим процесс на отдельные шаги.

Шаг 1. Написание сценария квеста

Данная работа выполняется совместными усилиями. Музейные работники и специалисты нашей студии прорабатывают пошаговый алгоритм прохождения квеста. На этом этапе определяется, сколько ходов будет в игре, в каких помещениях будут расположены объекты квеста. 

На базе одного и того же продукта VR можно создать неограниченное количество квестов. Они могут  запускаться последовательно с нужной периодичностью. Например, раз в месяц, или раз в квартал, или к какому-то особому событию: Новогодний квест, Рождественский квест и т.д. Главное - не лениться и постоянно придумывать новые задания. 

Шаг 2. Съемка сферических панорам в экспозиции

Для этого наш сотрудник приезжает к вам со специальным оборудованием и выполняет съемку в залах музея, на территории. Возможно, за территорией. Все зависит от того, какие задания будут содержать будущие квесты.

Шаг 3. Монтаж VR-продукта - виртуального тура по музею

Это выполняется нашими специалистами. Виртуальный тур служит основой для квестов. В промежутках между ними он используется как простая виртуальная экскурсия по экспозиции.

Шаг 4. Интеграция заданий квеста в виртуальный тур

Задания могут быть выполнены в виде всплывающих подсказок или голосовых сообщений. Подготовленные заранее материалы помещаются в соответствующие локации виртуального тура. Помимо этого готовится страница с правилами игры и объявляется приз для победителя или победителей. После этого квест готов к запуску.

Шаг 5. Анонс квеста

Нельзя просто взять и запустить квест. Если посещаемость сайта невелика, то его могут просто не обнаружить. Или за отведенное время в игру вступит всего один случайный посетитель, который и заберет приз.

Необходимо сделать так, чтобы о дате и времени запуска квеста знали как можно больше людей. Объявление на сайте, на страничках музея в социальных сетях и, конечно же, информирование посетителей реальной экспозиции. Можно сообщить о планируемой акции коллегам из других музеев. Думаем, они оценят вашу инициативу и охотно вступят в игру.

Очень неплохо организовать регистрацию будущих игроков. Так будет понятно, насколько массовым может оказаться мероприятие, скорректировать правила игры, ввести дополнительные призы. Да и для последующих отчетов такие данные совсем не помешают.

Шаг 6. Запуск квеста

В означенный день и час виртуальный тур на сайте превращается в площадку для квеста. Появляются правила, дополнительные элементы управления, точки для переходов и т.д. Участники начинают действовать. Для участия совершенно необязательно иметь очки VR. Достаточно просто зайти на сайт вашего музея и кликнуть на ссылку "Виртуальный тур". Просто в очках будет гораздо интереснее.

Участники вступают в игру в означенное время. Географическое положение игроков не имеет значения. Однако из-за разницы во времени между часовыми поясами может возникнуть некоторое неудобство для некоторых участников. 

Завершением игры и подтверждением победы может быть отправка на заданный адрес электронной почты скриншота окна, где демонстрируется конечная цель игры. Например, сертификат о прохождение квеста.

Шаг 7. Деактивация квеста

После того, как заданное количество победителей набрано, квест снова превращается в обычный виртуальный тур.

Шаг 8. Отчет о квесте на сайте

Объявление победителей, вручение призов, если они предусмотрены, сбор мнений и пожеланий участников, анонс нового квеста.

 

Сколько это стоит?

Главная статья затрат - создание базового виртуального тура. Для музеев и прочих учреждений культуры в нашей студии действуют специальные цены. 

Стоимость виртуального тура с первым квестом:

  • объемом до 20 панорам - 18 000 руб.
  • объемом до 30 панорам - 26 000 руб.
  • объемом до 50 панорам - 36 000 руб.

Безусловно, если тур создается для запуска всего одного квеста, а потом не используется, то игра, как говорится, не стоит свеч. Или стоит, если участие в квесте платное.

Достоинством технологии является то, что основу можно использовать неограниченное количество раз, меняя задания. В промежутках между квестами она становится высококачественной виртуальной экскурсией по музею, что само по себе тоже неплохо. 

Запуск каждого последующего квеста при условии предоставления готового сценария, правил игры и заданий (в текстовом или звуковом формате), оценивается в 1500 руб.

 

Если вы являетесь директором музея (или школы, или коммерческой организации) и Вам интересно наше предложение, закажите обратный звонок с помощью формы в правой части страницы. К первому заказу мы прилагаем приятный секретный приз.