Как снимается надир сферической панорамы

фотоаппарат на панорамной головке. съемка зенита панорамыНаверное все знают что зенит это точка сферы, расположенная прямо над головой. Но совсем немногие могут объяснить что такое надир. Если вы тоже пока не в курсе - сообщаю: надир - это точка сферы противоположная зениту. Она расположена у нас под ногами. Именно с ней обычно связана самая большая головная боль у панорамного фотографа. 

Если для того чтобы снять зенит надо просто установить фотоаппарат на панорамную головку объективом строго вверх (как показано на фотографии), то с надиром такой номер не проходит. В этом случае в кадр попадает сам штатив, присутствие которого в панораме совершенно излишне.

 

Даже роботизированные панорамные головки не могут обеспечить съемку надира в автоматическом режиме.

Поэтому чтобы снять эту часть панорамы фотограф должен сначала направить фотоаппарат на панорамной головке объективом точно вниз. Затем отвинтить фотоаппарат от штатива, отставить штатив в торону при этом не меняя положение фотоаппарата в пространстве, и только после этого уже сделать снимок. Безусловно фотоаппарат в руках все равно немного сместится с нужной точки, но программа для склейки панорам все равно впишет этот последний снимок в сферу.

Если все сделать аккуратно, то у зрителя сложится впечатление, что камера во время съемок просто висела в воздухе. Это действительно смотрится очень эффектно. Однако получение такого идеального надира сопряжено с некоторыми проблемами, которые я хотел бы обозначить.

 

1. Ноги фотографа в сферической панораме

Когда панорамный фотограф снимает последний кадр панораму - надир, в кадр неизменно попадают ноги. 

 

как снимать сферические панорамы - съемка надира

Как ни старайся - все равно за пределы кадра не выйдешь. Можно, конечно, использовать второй штатив с горизонтальной штангой, но это не всегда бывает приемлемо. Поэтому ноги фотографа в кадре - это дело довольно обычное.

Когда программа для склейки панорам начинает обрабатывать снимки, она пытается автоматически удалить ноги из панорамы. Увы, это получается не всегда.

Во-первых: надо постараться выбрать такую обувь, чтобы она резко контрастировала с полом помещений. Программе будет легче понять, что именно надо удалить.

Во-вторых: надо постараться исключить любые тени от ног и камеры, падающие в центр кадра. Поэтому необходимо тщательно выбрать место установки штатива чтобы при съемке надира он был хорошо освещен.

В-третьих: как поется в песне "зачем тебе, цапля, вторая нога?". И правда - чтобы облегчить программе работу, а себя оградить от масштабной ретуши надира, если программа не преуспеет и ноги останутся в кадре, стоит снимать надир стоя на одной ноге. Согласен, это, возможно, выглядит несколько комично, но обычно в помещении никого нет, смеяться будет некому.

 

съемка надира сферической панорамы

Еще одна существенная деталь. Если программа все же не справится с удалением ног из кадра, вам придется делать это вручную. Сами понимаете, что обрабатывая фото в Adobe Photoshop гораздо проще удалить лишнюю деталь, находящуюся на однотонной поверхности, чем на более сложной. Например, не пересечении швов плитке на полу.

Старайтесь встать так, чтобы носки ботинок были расположена в центре плитки, а не на стыках. Так их будет гораздо проще заретушировать:

 

съемка надира сферической панорамы

2. Ножки штатива в сферической панораме

То же самое правило распространяется и на ножки штатива. Стоит устанавливать их не в стыки между плитками, а на сами плитки:

 

съемка надира сферической панорамы - ножки штатива

Правда, стоит отметить, что установленные на стыке плиток ножки штатива стоят более устойчиво, вероятность того, что ножка сдвинется во время съемки уменьшается. Но если программа для склейки панорам не уберет такую ножку самостоятельно, то ретушировать панораму будет гораздо проще, если ножка стоит на сплошной текстуре, чем на пересечении темных линий между плиткой.

 

3. Тени от штатива в сферической панораме

При съемке нижней части панорамы и надира в частности может возникнуть еще одна проблема - тень от ножек штатива в кадре. Безусловно в некоторых случаях невозможно полностью избежать появления тени. Однако если есть возможность поставить штатив в тень от других предметов, то проблем будет гораздо меньше.

В крайнем случае выбирайте такое расположение штатива, чтобы тень от него падала на какую-то однородную текстуру, и ее можно было бы проще ретушировать:

 

 съемка сферических панорам - секреты

При съемке этой панорамы фотограф мог бы куда-то быстро отойти или хотя бы присесть. Тогда при ретуши можно было бы обойтись "малой кровью". Хотя, возможно, это просто своеобразное селфи.

 

4. Съемка надира другим фотоаппаратом

Съемка надира сферической панорамы может быть выполнена другим фотоаппаратом. Это значительно упрощает и ускоряет процесс съемки, поскольку не придется каждый раз отвинчивать основной фотоаппарат от штатива и привинчивать обратно.

Однако у второго фотоаппарата должно быть установлено такое же разрешение, такие же настройки баланса белого, выдержки, диафрагмы и чувствительности матрицы. В противном случае у вас получится нестыковка и придется долго исправлять ситуацию в фотошопе:

 

съемка надира сферической панорамы другим фотоаппаратом

Обратите внимание на нижнюю часть панорамы, цвет которой не совпадает с общим цветовым тоном.

В заключение хочу пожелать удачи своим коллегам, приглашаю к обмену опытом.